?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Транспорт будущего 
12-дек-2013 01:26 pm
стандарт
Аннотация: Давайте поговорим о трендах развития транспорта.

Я бы выделил следующие направления, которые заслуживают внимания:

1) Коллективное использование транспорта
Речь о коллективном использовании велосипедов и автомобилей. В исторической версии это аренда, в современной каршеринг и байкшэринг. Если вы прилетите в любой аэропорт США, то обратите внимание на то, что внутренний транспорт аэропорта (как правило поезда аэртрэйн) обязательно будет иметь остановку у стоянки контор по аренде автомобилей. Именно на станции аренды автомобилей выходит большинство пассажиров состава (в Калифорнии это, конечно, заметней, чем в Нью-Йорке). В России арендовать автомобиль вне Москвы и Петербурга - это мука (при том, что в крупных городах сервисы проката автомобилей все же существуют). В любой развитой стране к автомобилю относятся как к куску железа, как к стиральной машине или пылесосу - чему-то выполняющему свою функцию. В России автомобиль это предмет фетишизма... Из-за этой традиции арендовать в России автомобиль без заполнения тысячи бумажек и сдачи мазка из носа не возможно. Но прокат автомобилей это несомненный тренд, который ширится год от года во всех развитых странах.


Из проката вышел каршеринг - краткосрочная аренда автомобиля в пределах строго ограниченной зоны использования. Автомобиль взятый в одной точке проката в таких системах можно сдать в любой другой точке проката, оплата, как правило, является почасовой. Согласно независимому исследованию компании Frost & Sullivan, на 2011 год в Европе существует порядка 700 тысяч подписчиков на услуги каршеринг. К 2020 году, число подписчиков вырастет до 15 млн. человек, а число доступных автомобилей до 240 тыс. Крупнейшей сетью каршаринга является американская ZipCar включающая 730 тысяч участников и 11 тысяч автомобилей.

Наиболее интересным трендом в каршаринге является внедрение электромобилей. Примером может служить парижская Autolib'. В сеть входит 3000 автомобилей с запасом хода 250 км. За счет того, что автомобили паркуются на специальных станциях не возникает проблемы с их подзарядкой. Сама система электроподзарядки позволяет техническими средствами ограничить зону использования автомобилей, что снижает вероятность их угона. Как показывает опыт использования подобных систем они стимулируют отказ от покупки собственных автомобилей. Порядка 70% использующих каршаринг имеет права, но не имеет личного автомобиля. Вступление в систему каршаринга увеличивает активность использования общественного транспорта, велосипедных и пеших прогулок и участников, так как исключает ненужные поездки на автомобилях. Это в целом ведет к более рациональному расходыванию ресурсов окружающей среды с одной стороны, и к более здоровому образу жизни для участников программ с другой стороны.

Коллективное использование транспорта, как долгосрочное, так и краткосрочное - это безусловный тренд в развитии транспортных систем городов и агломераций. Следующий тренд - экология и экономия на транспорте.

2) Электромобили и экология перевозок
Экология как таковая на самом деле живо волнует только полтора фаната этой темы во всем мире, нормальному пользователю транспортной системы на нее как правило наплевать. Поэтому двигателем развития современных экологичных технологий является все же их экономика. И выработка и транспортировка электроэнергии представляется более простым делом, чем работа с классическим топливом. Кроме того устройство электромобиля много проще, чем у бензинового или дизельного, что позволяет снизить издержки на владение таким транспортным средством. Любопытно, что электромобиль исторически появился раньше своего бензинового собрата. При этом в ту пору технологии еще не позволяли делать элементы питания с достаточной емкостью, поэтому в развитии технологии была выдержана приличная пауза.

Сейчас считается, что в развитых странах на электротранспорт в городах должно приходиться не менее 45% пассажироперевозок. К слову, этот процент достаточно часто выполняется в России за счет все еще усществующих систем троллейбусов и трамваев. При этом на общественном транспорте тренд в сторону электромобилей прослеживается весьма явно. По сути сейчас идет процесс объединения технологий автобусов и троллейбусов в нечто общее, что обычно называют экобусом. Общие черты этого транспорта таковы, что колеса приводятся в движение электродвигателями, а энергия для них вырабатывается на борту транспортного средства. То есть новый транспорт включает преимущества троллейбуса по КПД тяговой системы, возможности рекуперации энергии, и преимущества автобуса по отсутствию привязки к контактной сети и экономии на транспорте энергии. При этом источники энергии ставятся, как правило, гибридные или даже водородные. Одной из крупнейших систем гибридных автобусов является, кстати, Нью-Йорк. В Нью-Йорке существует программа стимулирования экологичного такси - в нем также используются гибридные автомобили. Таким образом в Нью-Йорке большая часть постоянно находящегося в работе на улице транспорта переводится на экономичную и экологичную основу. Еще одним, кроме снижения выбросов, источником пользы городу является снижение шума от такого транспорта. Шумовое загрязнение окружающей среды очень опасная штука, о которой говорят не очень много... а это дело приводит к массе заболеваний от проблем со слухом, до проблем с числом самоубийств.


Технология развивается, в том числе испытываются водородные двигатели, есть темы по суперконденсаторам, по индукционной зарядке автомобилей - это стимулирует конкуренцию и повышает темпы внедрения. Экологический транспорт является настоящей отраслью современной инновационной экономики, его использование активно стимулируется правительствами, а корпорации вкладываются в его разработку. Так что экологический транспорт следует отнести к трендам развития транспорта.

3) Пиплмуверы и транспорт без водителя
Еще одним трендом является применение автоматизированных транспортных систем. Начало тут простое - это пиплмуверы в замкнутых системах, вроде аэропортов. Внутреннего транспорта, соединяющего терминалы крупного аэропорта нет разве что в Шереметьево... в США развиты автоматизированные системы типа аэртрэйн или монорельсов (именно такова ниша монорельса - автоматизированная транспортная система аэропорта). Различные системы внутреннего транспорта рассматриваются для отдельных кварталов или кампусов. Предполагается, что в таких системах существует не очень большое число основных направлений движения в рамках которых пассажир сам выбирает свой маршрут. Подвижной состав приводится к трассе за счет контакта с рельсами, с помощью оптической или электромагнитной системы ведения.


Расходы на заработную плату, высокая стоимость обучения машинистов, сложность с поиском желающих работать на такой сложной работе - все это повышает привлекательность создания систем автоведения транспорта. Причем если на поездах (в особенности в замкнутых системах типа метрополитена) этот вопрос давно следует отнести к решенным, то на автотранспорте сейчас ведутся активные исследования и разработки в этой области. Наиболее известными являются автоматические машины, разрабатываемые компанией Гугл, которые уже сейчас могут безопасно работать на не оборудованных специально трассах без водителя. Понятно, что такие машины будут крайне востребованы в первую очередь в грузовой логистической системе городов, например в доставке товаров, почты, строительных материалов. То есть в местах где есть "база" и есть распределенная сеть потребителей. Уже после того, как система покажет себя надежной в этом сегменте можно будет говорить о ее переходе в сферу пассажирских перевозок. После этого новую работу придется искать многочисленной армии водителей общественного транспорта и такси (для начала, преимущественно, в рамках специально выделенных полос). На индивидуальном транспорте это скорее будет опцией, сдерживать развитие технологии в этом секторе будет тоже самое что будет сдерживать само автомобилепользование - невозможность обеспечить достаточную емкость дорожной сети в городах. При этом сама автоматизация процесса снизит уровень хаоса на дороге, за счет чего повысится пропускная способность дорожной сети. Но еще раз скажу - в городах для массового применения на индивидуальном транспорте потребуется существенное изменение инфраструктуры, в том числе внедрение стандартов и объектов радиообмена.

За счет высокой стоимости и низкой привлекательности труда водителя и машиниста развитие автоматизированных систем также является трендом развития транспорта в городах.

4) Воздушные сообщения
Наконец еще одна тема, которая в ближайшем будущем получит развитие - это воздушное грузовое сообщение на короткие дистанции в городах. Сейчас логистика в городе требует быстрой доставки грузов, причем сами грузы как правило относительно небольшие и по объему, и по массе. Наземный транспорт из-за дефицита дорожной сети снижает рентабельность таких перевозок. Из-за этих проблем приходится внедрять достаточно сложные в обслуживании системы типа пневмопочты. Так что возвращение голубиной почты на новом технологическом уровне это вопрос в первую очередь экономики. Сейчас технологии микрокоптеров достигли того уровня простоты и безопасности, когда можно создать устойчивый и надежный беспилотный аппарат средней грузоподъемности.


Рост использования воздушного пространства городов на низких высотах - это перспективное направление, которое пока не очень развито. Но технологические разработки в этой сфере ведутся весьма активно.


Комментарии 
12-дек-2013 06:36 pm
Максим, с воздушным транспортом ожидаются проблемы. Опасно. А ну как упадет на голову кому?
12-дек-2013 06:40 pm
> Общие черты этого транспорта таковы, что колеса приводятся в движение электродвигателями, а энергия для них вырабатывается на борту транспортного средства. То есть новый транспорт включает преимущества троллейбуса по КПД тяговой системы, возможности рекуперации энергии, и преимущества автобуса по отсутствию привязки к контактной сети и экономии на транспорте энергии.

Только есть загвоздка, крупные электростанции можно строить по технологиям с большим КПД, потому в крупных городах, где плотная электросеть и концентрированные пасс. потоки троллейбусы в той или иной форме останутся доминирующим транспортом из шинокопытного.
12-дек-2013 07:07 pm
Я бы не вкладывался в строительство новых троллейбусных линий... на горизонте 10-15 лет эта технология сойдет на нет. Затраты на эксплуатацию сети слишком велики.
12-дек-2013 06:50 pm - Транспорт будущего
Скорее всего последовательность развития пойдет следующим путем:
- Сначала в нашу жизнь плотно войдут электромобили
- Чуть позже будет повсеместно внедрены системы управления без водителя
- В дальнейшем это даст толчок для появления такси без водителя (микс такси и аренды)

Соответственно, будет выгоднее вызывать такси без диспетчера и без водителя, чем иметь собственный автомобиль. Потому что стоимость владения личным авто и такого такси будет примерно одинакова, с учетом парковки, налогов, ГСМ и прочего, но плюсом будет то, что можно в качестве такси вызвать модель нужную в данном конкретном случае: от "Смарта" для поездки одному на работу, до универсалов для вывоза семьи на дачу.
12-дек-2013 06:51 pm
Вагончик без водителя - это то же метро ,на нём даже написано миниметро ,а значит понадобятся узловые станции для пересадки ,что неудобно. Миниаренда автомобиля - конечно хорошо ,но не решена проблема переправки свободных автомбилей в места наибольшего скопления людей. Электромобили не так уж и экологичны как кажется на первый взгляд. Выхлоп у них всё же есть ,только он будет оставаться в тех странах ,где вырабатывается электроэнергия . Будущее безусловно за воздушным городским транспортом ,но он пока в зачаточном состоянии.
12-дек-2013 06:57 pm
Ночью специальным автовозом же. Как и велики.
12-дек-2013 06:54 pm
Антон, вероятно, в силу отсутствия практики, вы перебарщиваете с истериескими нотками. Я с 2007 года регулярно беру машины в прокат в разных фирмах - в одной Москве, пожалуй, более 20 контор "протестировал" лично. Абсолютно прозрачная процедура, различаются только условиями аренды.

В некоторых вариантах условия бывают толерантнее и дешевле чем в Европе. Например, есть прокат, где Hyundai Elantra (D-класс) сдаётся за 1800 рублей в день (40 евро!) без залога и с полным каско - без осмотров и франшиз, машину можно разбить в хлам, тебе подгонят новую. Короче, именно в этой сфере - всё хорошо, было бы желание у населения.
12-дек-2013 07:51 pm
Я брал в аренду машины только в одной конторе. Ну где-то полчаса на все про всё тратить приходилось. Сдавать - быстрее.
А вот есть ли прокат, где достаточно к нужному часу подойти, расписаться в заранее подготовленных документах и сразу брать машину, к сожалению, не знаю.
12-дек-2013 07:11 pm
Может статься выделенка для робот-каров не понадобится - в Японии и Неваде уже выдают лицензии для дорог общего пользования.
12-дек-2013 07:16 pm
В первую очередь такси без водителя, с заказом через интернет. Технических проблем почти нет, основные вопросы - законодательные и психологии (когда население поймет, что робот безопаснее человека).
Автоматическая доставка грузов - между терминалами - да, с авторазгрузкой. В пункты по типу хранилищ - да. Курьерскую службу слабо представляю, хотя теоретически возможно, если клиент спустится к машине.
О метро и другом ж.д. транспорте и говорить нечего, все понятно.
Возможен прорыв технологии композитных материалов, аккумуляторов и автопилотов для индивидуальных вертолетов, но еще далековато
13-дек-2013 01:23 am
Хехе, ИМХО водители такси еще к этому руку приложат.
Во многих западных странах таксисты - носители славных традиций "советского сервиса".
Про абсолютное уебанство "оплата по счетчику" тоже стоит напомнить.

Насколько я понимаю, еще неплохо бы автоматизировать и нахуй уволить западных авиадиспетчеров и портовых грузчиков - те ещё бляди.
12-дек-2013 07:52 pm - каршеринг в Москве
Внезапно каршеринг появился и в Москве. http://anytimecar.ru/
13-дек-2013 01:35 am - Re: каршеринг в Москве
Почитал, не догнал - а как машину открыть и документы на неё (+ОСАГО) забрать ?
Таки надо идти в офис/встречаться с сотрудником фирмы, как и в прокате ?
12-дек-2013 07:53 pm
В Шарике есть транспорт между терминалами. http://svo.aero/transport/#between Правда он проходит, вроде бы, в "стерильной зоне", что накладывает некоторые неудобства.
12-дек-2013 11:42 pm
Какие, например? Наоборот, удобнее же: чтобы пересесть на другой терминал, не надо заново проходить досмотр.
12-дек-2013 08:08 pm
>В любой развитой стране к автомобилю относятся как к куску железа

чего же в развитых странах его так часто меняют? 3-4 года - и он уже не моден.
13-дек-2013 12:27 am
1. В Лозанне автоматическое метро по всему городу. Без водителя.

2. Hyperloop.
13-дек-2013 06:27 am
В Лозанне фактически парижское метро, НЯП, точно такие же шинные автоматические поезда, как на некоторых линиях Пар. метро.
13-дек-2013 07:47 am
Современное экономическое развитие делает не выгодным консолидацию перевозки. Проще говоря необходимы малые партии за малые промежутки времени на большие растояния. Грубо говоря каждой коробки и каждому человеку нужно свое средство передвижения. Предпосылки этого растворенность и передача информации в пространстве которая уже есть, делее будет растворенность энергии в пространстве в городах для перемещения услуг и товаров желательно со скоростью передвижения информации. Скорее всего мы передем на индивидуальный малогабаритный транспорт который будем брать на время (электромобильчики) ссылка http://www.youtube.com/watch?v=YYtYPrnxRsA автомобильчик стеклянный. Революция которая произошла в последнее время с передачей информации ее объем и скорость теперь, есть необходимость чтобы так же передавились товары и услуги в объеме и скорости. В этом и заключается сейчас проблема, а не в экологии и энергосбережении и т. п., чем сейчас забивают голову, и в этом будет следующий виток эволюции. Такие мастадонты как автобус, тролейбус, трамвай и даже метро с увеличением скорости передвижения на коротких расстояниях будут умирать, соответственно это начнется с городов. Что мы сейчас и наблюдаем!
13-дек-2013 07:48 am
Одноместные и двухместные электромобили, приезжающие на автопилоте как такси. При наличии прав разблокируется ручное управление. Необходимы станции автопоздарядки по всему городу и стоянки с подзарядкой на свободных местах
13-дек-2013 07:54 am
Есть телефоны с магнитнорезонансной зарядкой без провода НОКИА. Просто едите по дороги.
13-дек-2013 09:08 am
Тьфу... увидев заголовок, подумал, ну, наконец-то про маршрутки написал1111
13-дек-2013 03:52 pm
Французская автоматическая тележка для "последней мили":

Еще видео
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded июл 17 2019, 5:39 am GMT.