Буслов Антон (mymaster) wrote,
Буслов Антон
mymaster

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Заявление по поводу проблем в Московском метро

В последнее время в СМИ регулярно появляются сообщения о "катастрофах" в Московском метро. То отказ подвижного состава, то сбои движения, то возгорание, то скачок напряжения... Недавно к этому еще добавилось активное обсуждение проблем, возникших на участке метростроя, где часть конструкций тоннеля пострадала из-за обводненного грунта. Все эти известия подаются в нездоровое манере, с попыткой раздуть сенсацию, создать атмосферу истерии и паники.

В связи с этим, считаю необходимым сделать заявление, и пояснить происходящие процессы для широкого круга читателей, не являющихся специалистами по вопросам строительства и эксплуатации транспортных систем.

В настоящий момент Московский метрополитен является одним из самых надежных метрополитенов мира (исходя из числа отказов к числу перевезенных пассажиров). На этапе проектирования, создания системы в него заложен огромный запас прочности, превосходящий аналогичные системы в других крупных городах мира. Московский метрополитен является одним из лидеров по интенсивности движения. При этом число сбоев в нем остается минимальным. Говорить о том, что его системы устарели, или что в нем что-то разваливается и начинается системный кризис было бы ложью.

В сравнении с крупнейшими метрополитенами мира, например Лондонским или Нью-Йоркским метрополитенами, Московское метро работает как "швейцарские часы". Если бы в западных городах, кто-то придумал писать в СМИ обо всех возникающих в местных метрополитенах проблемах, таких по масштабу, как те о которых пишут российские СМИ, то они бы заняли минимум треть полос местных газет. Для Нью-Йорка, например, существует мобильное приложение, позволяющее заранее посмотреть работает ли сейчас та или иная линия, или же на ней проблемы с движением и она закрыта. На входах на некоторые станции расположены табло дублирующие информацию о работе линий. Это лишний раз демонстрирует масштаб сбоев и проблем, который является для Нью-Йоркского метро обыденным и обычным состоянием. Никто не пишет в СМИ даже о закрытии целых участков линий из-за сбоев, потому что они происходят по десять раз на дню! В Москве же любой минимальный сбой немедленно попадает на ленты информационных агентств.

Примечательно, что именно сейчас в Москве проходит крупнейшая реформа транспортной системы, в том числе метрополитена. Готовится к запуску новый подвижной состав, ставятся вопросы о новых эскалаторах, рассматриваются вопросы модернизации и изменения в графиках движения. Кроме того идет колоссальный, беспрецедентный для России, и один из крупнейших в мире процессов строительства новых участков метрополитена. Все эти действия связаны с пусконаладочными работами, согласованиями и тестированием. То есть перестройка системы идет на живом организме, без возможности его остановки. Не существует никаких полигонов или аналогов, на которых ее можно было бы обкатать. Ничего подобного по масштабам не делалось никогда в мире. Кроме того, критически важными являются сроки, в которые эти работы будут проведены. Потому что перегрузка метрополитена, и наплевательское отношение к проблемам городского транспорта в предшествующие годы сделали свое дело - и тянуть с решением транспортных проблем Москвы уже просто невозможно.

Поймать "плывун" при таком масштабе и темпе работ - это нормальный рабочий момент. Получить сбой движения новых поездов, или локальные проблемы с энергопитанием - это нормальный рабочий момент. Вспомните, как отказывали поезда ведущих мировых производителей, когда дело доходило до новых условий работы. Что было в Украине, как показал себя по началу Сапсан на РЖД. В Праге при запуске поездов Сименса состав в очередной обкатке ушел в поле, в прямом смысле этого слова - пробив ограждения путей. Сколько и каких аварий было на строительстве транспортных сооружений. Это неприятные, но неизбежные проблемы, попытки разводить вокруг них атмосферу истерии и паники отвратительны и безнравственны. Потому что в первую очередь они направлены против тысяч людей ответственно и талантливо выполняющих свою сложную работу, в сложнейших условиях.

К сожалению, наши СМИ демонстрируют исключительно низкий уровень профессионализма, практически не существует отраслевых журналистов - которые бы понимали о чем они пишут. Огромное число заметок базируется и вовсе "на сообщениях из социальных сетей". Большинство заметок по транспортной тематике является или перепечатками пресс-релизов, или, в случае если журналист решился отойти от них, просто непроходимым бредом. Даже в таких солидных, казалось бы, изданиях как Газета.ру в качестве специалистов по транспорту всерьез воспринимают Шкуматова или Травина, обращаются к ним за комментариями. Специфика журналистской работы требует скандальность и новизну. Отмороженные на всю голову главные редактора уверены, что статья о том, как работает система, как она устроена, и о том, что для паники нет поводов, не будет иметь никакого успеха у читателей. Более того, обычным журналистским приемом является "представление всех мнений". В результате чего даже после здравой подачи информации журналисты потом ищут "противную сторону", и дают ей слово, даже в том случае, когда речь идет о сумасшедших или шарлатанах. Даже на десять одинаковых мнений специалистов, журналист вынужден искать какого-нибудь "несогласного". В результате мнение специалистов по транспорту может стоять рядом с мнением "диггеров", "эко-активистов" или какой-нибудь еще Бабы Яги, которая, как известно - всегда против. Я сам не раз сталкивался с тем, что из моего подробного и взвешенного комментария журналисты выдирали с мясом то, что им казалось "горяченьким", а все остальное выкидывали. Или что в качестве "другой стороны" сами придумывали некого абстрактного "автомобилиста Васю Пупкина" - просто чтобы удовлетворить редактора. Именно так готовится 99% материалов по вопросам транспорта. В том числе, и эти крикливые заметки о ужасах московского метро.

Так что у меня два замечания. Первое - ободряющее - Московский метрополитен жил, и будет жить. Более того, он развивается, а его надежность остается одной из самых лучших в мире. Да, он не так комфортен, как нам этого всем хотелось бы. Да, у него есть проблемы и в нем есть что улучшить. Но это локальные проблемы, над большинством из которых успешно работают специалисты. Второе замечание - горькая правда - в России есть системный кризис журналистики, и большая часть журналистов России такого звания не заслуживает. Общий уровень достоверности материалов по транспортной тематике остается удручающе низким, отраслевых журналистов так и не появилось, а погоня за сенсациями и числом просмотров сильно вредит достоверности и взвешенности статей.

Так что если в следующий раз вам встретится паникер, который будет кричать о развале устаревшей системы, или о страшных катастрофах на метрострое, - плюньте в его пустые глаза. Если же какая-то сволочь, из политиков, попробует муссировать эту тему перед выборами - то знайте, что ваших голосов такие люди не заслуживают. Популисты ради своего пиара раздувающие атмосферу истерии и паники безусловно худшее из зол, которое может посетить Москву.


Tags: жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 212 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →