?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Полеты, билеты и тарифы авиакомпаний: как и что делать? 
30-июн-2013 02:17 am
стандарт
Аннотация: А давайте поговорим о тарифах на авиабилеты и вообще об авиабилетах.

Для начала важная мысль - покупая билет вы оплачиваете по сути две разные услуги. Услуга первая: перевозка вас из точки А в точку Б самолетом. Услуга вторая: условия вашего размещения и обслуживания на борту самолета. Весь спектр тарифов авиакомпания так или иначе отражает разные комбинации этих разных по своей природе услуг. Например, вы можете просто купить билет в Милан, чтобы полететь туда когда вам в голову взбредет в течении года; можете купить такой билет, на конкретные даты, но с возможностью их изменить заранее или отказаться от полета; а можете именно на конкретные даты - сдать его еще получится, а вот за любое изменение дат нужно будет доплатить до существующих тарифов. Естественно, что авиакомпании выгоднее всего для планирования твердо знать сколько у нее летит человек и когда, так что последний тариф - будет самым дешевым, а первый - самым дорогим.


Вторая шкала - комфорт на борту. Как мы заем есть бизнес, есть эконом. Сейчас часто делают еще третий класс обслуживания. Например на трансатлантике у Трансаэро будет первый класс, бизнес класс и эконом класс. А у аэрофлота будет бизнес класс, комфорт класс и эконом класс. В случае эконома он часто делится на дополнительные подкатегории, например, в отдельных денег может стоить размещение в ряду у аварийного выхода, так как там больше места для размещения ног. Класс обслуживания на борту и класс тарифа для условий выбора дат полета между собой в общем то никак не связаны. То есть бывает эконом, на котором можно полететь "с открытыми датами", и бывает бизнес, который без серьезных штрафов вернуть не удастся.

Далее на ваш билет сверху будут дописаны таксы и сборы. Они не зависят от класса обслуживания и типа тарифа. Главные сборы - это топливный сбор, сбор за услуги систем бронирования, сбор за обслуживание в аэропорту, страховой сбор и далее в зависимости от законодательства страны вылета/прилета. Большая часть этих сборов - возвратные. То есть даже если вы не воспользовались билетом, то авиакомпания вам должна будет их вернуть по вашему заявлению. При этом у нас в стране встречаются забавные сборы, которые не возвращаются ни при каких обстоятельствах. Классика этого жанра - "таксру" - сбор в 40 рублей, который стоял "за выписку бланка билета". Он был невозвратным. Даже после перехода на электронные билеты алчные авиакомпании от него не отказались. Даже на самых дорогих тарифах аэрофлота, подразумевающих полный возврат билетов без штрафов, авиакомпания требовала заплатить ей 40 рублей... Этот бред в аэрофлоте прекратился только в прошлом году. Так что даже если вам обещают "вернуть все", то могут быть некоторые национальные особенности ;)

Таким образом, если вы решили лететь - то вам надо выбрать две вещи: каким классом комфортности вы летите, и какие условия по изменению дат вас интересуют. Если вы хотите сравнить стоимость поездки с поездкой на поезде или автобусе, то надо учитывать, что авиакомпании в рекламных целях обычно не включают в информацию о стоимости билета стоимость сборов. А они могут составлять значительную величину.

Чтобы иметь возможность как-то все эти миллионы параметров держать "в голове", у авиакомпаний и агентств по бронированию билетов есть доступ к системам бронирования и продажи билетов, которых имеется некоторое множество. Самые ходовые из них Сэйбр (использует аэрофлот и большинство американских компаний), Сирена (используется маленькими российскими авиакомпаниями, так как это наш региональный продукт), Амадеус (использует Трансаэро), Габриэль (использует S7). Все эти системы, естественно, шлюзуются друг с другом. Просто агентство или авиакомпания заключает с одной из них договор на обслуживание, и под нее обучает своих сотрудников. К этим системам подключаются и известные сайты для самостоятельного интернет-бронирования такие как https://www.anywayanyday.com/ и http://www.ozon.travel/ Все эти системы, по сути, являются агентами по продаже билетов. Однако авиакомпания тоже включает при продаже билета на своем сайте сервисный сбор (!). Так что может оказаться, что билет на сайте агентства может стоить дешевле, чем на сайте авиакомпании.

Например на 2 июля ЭниВэйЭниДэй предложил мне слетать из Москвы в Питер экономом Аэрофлота за 4254 рубля, сам Аэрофлот на тот же рейс продает билет по 4285 рублей. При этом те же даты для Трансаэро будут уже не в пользу агентства: ЭниВэйЭниДей предлагает тариф 3155 рублей, а сайт авиакомпании 3105 рублей. Это как бы не иллюзорно намекает на то, что Аэрофлот - жадные засранцы, которые умудряются ставить сервисные сборы за оформление билетов на своем сайте выше, чем сервисные сборы посредников :) Если же мы запустим систему, собирающую информацию с разных сайтов и систем бронирования, например http://www.skyscanner.ru/, то выясним что на те же рейсы можно купить билеты 3929 рублей у Аэрофлота, и 2576 рублей у Трансаэро (!). Еще интересней все становится, если мы не забываем о кодшэринге - это когда авиакомпании-партнеры продают места в своих самолетах друг другу. Самый простой пример - Аэрофлот и его "дочка" АК "Россия". На указанном выше рейсе реально лететь будет самолет АК "России", и это указано на сайте Аэрофлота. Но если вы покупаете билет через Аэрофлот, то билет обойдется вам в сумму от 3929 рублей до 4285 рублей. А вот у АК "Россия" билет ровно на тот же самолет будет стоить от 3431 рубля (на сайте агентства) до 3960 рублей (на сайте АК "Россия"). Правда тут вы уже не получите "аэрофлотовских миль" - если участвуете в его бонусной программе.

Есть и еще одна тонкость - если вы будете сдавать билет, то это делается "по месту его приобретения". Так что одно дело покупать самый дешевый невозвратный тариф, сразу понимая, что или в полет, или прощай деньги. Другое дело выбирать себе более менее стабильного партнера, с которым, возможно, еще придется обсуждать изменение дат, возврат билета или что-то еще.

Так вот. Резюмируя вышенаписанное. У авиакомпаний на все рейсы имеется определенное число мест под кодшэринг, определенное число мест под один тип тарифа, под другой и так далее. Все эти соотношения выверены практикой, и являются предметом экономического планирования. Авиакомпания не выкинет не распроданные билеты по низкой цене за день перед вылетом (чего бы многим хотелось). Но авиакомпания и не повышает цены по мере приблежения даты вылета (как полагают некоторые не замечая, что эконом эконому может быть рознь) - просто все дешевые варианты тарифов выкупаются у нее первыми. Так что чем ближе к дате вылета тем меньше вероятность купить самый дешевый вариант эконома - с фиксированными датами и большими штрафами за возврат билета.

Тут же можно, к слову, развеять и еще ряд мифов продвигаемых нашими авиакомпаниями. Во-первых, у них есть несдаваемые совсем тарифы. Например билеты Аэрофлота из Нью-Йорка в Москву - не сдаваемые, аналогично из Ниццы в Москву - и так далее. Большая часть бизнес класса на этих направлениях сдается со штрафами. Аналогично есть штрафы на значительном числе вариантов и бизнеса и эконома внутри страны. Кормить пассажиров на борту наши авиакомпании могут тоже весьма условно. Например, при полете из Воронежа в Москву пассажиру АК "Полет" положена карамелька. Объем и состав питания на борту всех авиакомпаний за последнее время мягко говоря "сдулся". Так что рассказы про "несдаваемые тарифы" и "обязательное питание на борту", как причину высоких цен на билеты, - это сказки. В реальности у нас очень жадные и очень не эффективные авиакомпании, которые страшно боятся перспектив либерализации авиационного рынка в России... потому что одно дело - устраивать междусобойчик за счет пассажиров, с распределением маршрутов и договорной "типа конкуренцией", а другое дело попробовать конкурировать с теми, кто и правда отладил менеджмент авиаперевозок, и оптимизировался по расходам. Из-за этого порой бывает дешевле улететь из Москвы в Ригу, а уже оттуда лететь дальше по Европе. Для Питера, естественно, проще оказывается доехать до Хельсинки, и лететь отттуда.

Так что если вы хотите действительно сэкономить на авиапутешествии то первое что вам надо сделать (еще до взгляда на тарифы), - определиться насколько вы уверены во всех датах и насколько верны ваши планы. Если вы не уверены, то может оказаться, что выгоднее окажется более дорогой эконом, позволяющий изменить даты вылета. Потом вы должны решить какой уровень комфорта вам нужен. Реально я не понимаю зачем летать бизнесом на рейсах менее 5 часов продолжительности... на трансатлантике или полете во Владивосток там можно поспать, и подготовить себя к "джэтлагу"... но кому нужен бизнес на самолете Самара-Москва мне не приходит в голову. Если вы летите зарубеж, с особенно по Европе, то может оказаться что дешевле будет выбраться самым дешевым тарифом по акции куда-нибудь в Германию, а оттуда уже Ринаэром куда надо. Ну и при бронировании билета не забывайте о сервисных сборах, которые у разных агентов (в том числе у сайтов авиакомпаний) могут быть разными... не лишним бывает сравнить их на скайсканере. При этом обращайте внимание на кодшеринг, чтобы не оказалось, что вы решили лететь Аэрофлотом потому что верите в его надежность, а он вам продал билет на АК "Россия", которая повезет вас в Питер АН-148...

У кого что есть добавить?

Комментарии 
30-июн-2013 06:23 am
Отдельная тема - доплаты за перевес багажа. В последнее время многие перевозчики скурвились и уменьшают лимит бесплатного веса(
30-июн-2013 07:56 am
А Аэрофлот ещё стал брать кучу денег за дополнительную единицу багажа. Даже если вес в пределах нормы.
30-июн-2013 06:42 am - Anywayanyday
Аэрофлот продает четко по тем ценам, что опубликованы в системе бронирования. А вот AWAD, насколько могу судить, оформляют билеты за пределами России, что иногда позволяет за счет разницы в курсе валют (а тема пересчета тарифов из одной валюты в другую очень хитрая) сделать билет дешевле. Кроме того это позволяет обойти закон, согласно которому все тарифы, продаваемые в России с вылетом из России должны быть возвратными.
Кстати, законодательный запрет на невозвратные тарифы, который действует в России - глупость несусветная. Единственное, к чему это привело - рост тарифов, т.к. в стоимость перевозки авиакомпания вынуждена включать еще и страхование риска возврата билета.


Edited at 2013-06-30 06:49 (UTC)
30-июн-2013 08:02 am - Re: Anywayanyday
Вы всегда 100% уверены в том, что полетите? Я вот так тоже был уверен в сентябре, а потом пришлось отменить две поездки из-за болезней. Мне бы не хотелось, чтобы рядом со мной летел больной человек, просто потому что нельзя отменить билет.

И цены у нас повысились из-за закрытия дискаунтеров, против которых были намеренно направлены законы, в частности из-за лимита на минимальное число самолётов осенью обанкротилась «Кубань», объединившаяся до этого со Скайэкспрессом. А казалось бы только за ум взялись, отказались от старых Яков, и тут всё.

Edited at 2013-06-30 08:03 (UTC)
30-июн-2013 07:01 am - Скайсканер и Авиасаилс
Я использую Авиасаилс.ру по указанному Москва-Питер на 2 июля у него выходит дороже.
Сейчас начали у Темы рекламироваться – стало дороже :)

Edited at 2013-06-30 07:02 (UTC)
30-июн-2013 07:21 am
"Аэрофлот - жадные засранцы"

А почему вы решили, что услуги бронирования Аэрофлота должны быть дешевле услуг бронирования посредника?
30-июн-2013 08:20 am
По той же причине, по которой колбаса в фирменном магазине стоит дешевле, чем в сетевом супермаркете?
30-июн-2013 07:22 am
Антон, неужели случай с постом про информационную безопасность вас ничему не научил??? Пишите на темы, в которых разбираетесь, а то смешно, ей-богу, когда вы с безапелляционностью, достойной лучшего применения, заявляете подобное:

"Авиакомпания не выкинет не распроданные билеты по низкой цене за день перед вылетом (чего бы многим хотелось). Но авиакомпания и не повышает цены по мере приблежения даты вылета (как полагают некоторые не замечая, что эконом эконому может быть рознь) - просто все дешевые варианты тарифов выкупаются у нее первыми."

Вы что-нибудь слышали о Revenue management? Если лень читать, то вкратце смысл в том, что у авиакомпании есть определенное историческое распредение, в какой момент времени до вылета сколько должно быть продано билетов. При запросе на покупку билета, система сравнивает фактические продажи с историческими и принимает решение, на сколько повысить или понизить цену. Цель - максимизировать загрузку борта, попутно увеличивая,если получится, маржу. Допустим, мы имеем данные, что за сутки до вылета должно быть продано 70% билетов. По факту продано 75%, значит спрос сегодня высокий, цену можно повысить. И да, цены по этому методу не только повышаются, но и снижются - механизм работает и в обратном направлении, если спрос низок.
30-июн-2013 09:42 am
Ну резко перед отлётом понижать цены тоже не выгодно, т.к. особо умные, которых может быть 90% будут сидеть до последнего, ожидая сброса цены, вместо покупки заранее. Летал как-то в Прагу Аэрофлотом, самолёт был заполнен процентов на 40, предыдущий рейс вообще отменили, но билеты незадолго до отлёта стоили чуть дороже, чем я покупал до этого.
30-июн-2013 07:40 am
Есть еще вариант с "обманной" низкой ценой на билет, для привлечения клиента, случайно зашедшего на сайт АК. Выьираешь такой пункты А и Б, видишь приемлимую цену в 100 уе. Но, как разумный и прагматичный, решаешь проверить еще пару сайтов, там оказывается дороже, (150 допустим). После этого возвращаешься на сайт АК, обновляешь страничку, а билетов то по 100 уе уже нет! Типа, "продано, извините. Возьмите лучше за 145". И такой грустный от безысходности покупаешь у них (потому что дешевле на 5 уе)))
Материал-копипаста по теме: "Как купить дешевые авиабилеты и зарезервировать отель дешевле: уловки систем резервирования" http://ibigdan.livejournal.com/13174639.html

Edited at 2013-06-30 07:43 (UTC)
30-июн-2013 08:39 am
Зашел в комменты чтобы кинуть ссылку на этот текст. Гораздо полезнее чем пост.

С прискорбием вынужден сообщить, что в вопросах формирования цены на авибилеты Антон разбирается видимо так же, как в работе сотовых сетей. Ну, этот пост пусть и не содержит полезной информации, то хотя бы без явной неправды, как тот про прослушку выключенного телефона.


Edited at 2013-06-30 08:40 (UTC)
30-июн-2013 07:47 am
У нас в стране собираются отгрохать жд-дорогу за 22 млрд евро. А при этом в России число аэропортов с 1992 по 2011 г. снизилось с 1302 до 257, а износ основных фондов в отрасли достигает 80%. При цене на нормальный европейский аэропорт в 150-200 млн евро можно было бы построить 100 новых, современных крупных аэропортов. Или 500, если строить с учетом трафика.

Читайте статью в Ведомостях: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/12987471/vozduh_protiv_relsa

Отдельно отмечу еще право пролета над Сибирью, атавизм СССР, который еще не отменили, насколько я знаю.

И то, что у нас не пускают нормально работать лоу-костеров (особенно на внутренние направления).

И то, что всяческие препятствуют и регулируют малую авиацию.
30-июн-2013 10:00 am
Вроде отменили. По крайней мере Аэрофлоту деньги давать перестали. Думаете, чего это у него билеты подорожали?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
30-июн-2013 08:22 am
Летел "Полетом" из Воронежа в Москву. Чем-то точно кормили. Выпечка и сок, насколько помню.
30-июн-2013 08:30 am - Есть лоукостеры!
Если быть "всегда готов" и не страшно на чартерах, то турфирмы "сливают" нераспроданные места в самолетах. Европа - 3-4 тыс или Мексика за 20000 встречается часто.

Edited at 2013-06-30 08:30 (UTC)
30-июн-2013 09:23 am - Re: Есть лоукостеры!
За сколько дней до дня икс?
30-июн-2013 08:36 am
"но кому нужен бизнес на самолете Самара-Москва мне не приходит в голову"

Тем, кто может себе это позволить, очевидно же. При прочих равных лучше лететь в большом кресле чем в маленьком, что двадцать часов, что два.
1-июл-2013 12:18 pm
30-июн-2013 08:40 am
Добавлю забавный факт из собственной практики: нужно было лететь из Ростова-на-Дону в СПб. На сайте агрегаторе прямой билет стоил около 9500 р. (на двоих, примерно за четыре месяца до дня полета). Для меня это было дороговато, и я стал искать вариат долететь до Москвы, чтобы оттуда в СПб уехать уже на поезде. Каково же было мое удивление, когда, вбив Ростов-МСК в поиске, я увидел стыковочный вариант за 5500 через... Санкт-Петербург. Тем же рейсом на ту же дату. Естественно, тут же взял стыковочный, долетел до Питера, а в Москву уже не полетел))

Edited at 2013-06-30 08:55 (UTC)
30-июн-2013 09:28 am
Аналогично, как-то раз обнаружил, что дешевле долететь Киев - Таллин - Рига, чем Киев - Рига. А разница между прямыми рейсами до Таллина и до Риги (хотя города примерно рядом) была примерно 50-70%.
И, кстати, заметил, что из Мск до Брюсселя и до Амстердама цены очень отличаются, хотя тоже расстояние одинаковое. Дешевле выходит долететь до одного из них, а потом сесть на поезд.
30-июн-2013 08:44 am
По поводу мест у аварийных выходов. Не всякому продадут билеты на них. В частности, детям и женщинам вряд ли.

А, вот ещё услуга по выбору любимого места при покупке билетов. Некоторые а/к предоставляют эту возможность бесплатно, некоторые за небольшую плату. Российский сервис по выбору мест не встречал (и не горю желанием узнать, что там сейчас).
30-июн-2013 12:23 pm
"Не всякому продадут билеты на них. В частности, детям и женщинам вряд ли."

Это ещё почему?
(Удалённый комментарий)
30-июн-2013 08:44 am - цены меняются
На прошлой неделе покупал билеты Владивосток-Москва-Владивосток на конец сентября. Так получилось, что в течении недели каждый день смотрел цену, ближе к выходным дешевле, по будням немного поднималась. Самый минимум был 10960р, максимум 12400р. Взял за 11530р. Причем если брать 4 билета сразу, выходит дороже рублей на 300, чем брать поштучно. avia.tickets.ru оказался самым дешевым.
30-июн-2013 09:10 am
Я, кстати, летал на Ан-148. Очень даже неплохо показалось, не хуже этих ваших А320 и Суперджета.
30-июн-2013 09:37 am
Вполне нормально, да.
30-июн-2013 09:37 am
Как человек часто летающий, могу только добавить, что цены на skyscanner нередко оказываются ниже реальных (реальные вы видите, переходя к покупке). Ресурс с очень хорошим usability, но я им бросил пользоваться.
Есть еще штука, что билеты часто-таки дешевеют где-то за неделю до даты, а потом резко дорожают дня за три. Чем вызвано, не знаю. Но было несколько случаев, когда я тянул с покупкой, на меня ругались друзья, а потом мы улетали дешево.
И еще: никогда не летайте Трансаэро:)
30-июн-2013 10:18 am
Летал в 2011 из Москвы в Берлин Трансаэром. Оказался ВНЕЗАПНО дешевле Аэрофлота. Недостаток только один - конфетки, которые давали перед взлётом и посадкой оказались с начинкой. Кормёжка на борту была.
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded сент 20 2019, 12:14 am GMT.