?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Дизайн трамвайного вагона: история развития 
6-апр-2013 12:01 am
стандарт
Аннотация: Этот пост посвящен дизайну городского транспорта, на примере трамвая. На самом деле если говорить о дизайне ГПТ, то практически все равно какой именно вид транспорта выбрать - он имеет общие черты, характерные для эпохи и в значительной степени определяется материалами, которые на тот момент применяются в машиностроении. Сразу скажу - что я не имею ни малейшего чувства прекрасного, и дизайн для меня - пустой звук. Я не способен по своей природе отличить унылое говно от настоящего шедевра промдизайна Студии Лебедева. Поэтому я не буду оценивать, я буду говорить только об изменениях.

Первые модели трамвая были деревянными - металлического в них было совсем не много. Они эволюционировали из конки, и были максимально легкими - чтобы вагон могли тянуть лошади. Вот например Ringhoffer DSM 1900 года выпуска в Пражском музее транспорта.


Моторный двухосный вагон тянул за собой легкий безмоторный прицеп, или даже два прицепа.


Причем совершенно не важно о какой части света мы говорим. Точно такие же трамваи производились десятками производителей по всем странам мира - они и в США, и в Японии такие. Если мы возьмем первые российские трамваи, то они как правило были "иномарками". Вот например "реплика" бельгийского вагона Эрликон в Нижегородском музее электротранспорта.


Постепенно росла мощность двигателей, вагоны становились более комфортными - например появлялось закрытое помещение для водителя. Вот, к примеру, вагон серии "Х" в Самаре в качестве памятника.


А вот интервьер салона такого вагона (это уже в Нижнем):


А вот перербургский МС-1:


Это, замечу - уже тридцатые годы. Если переместиться в Японию, то мало что изменится, кроме общего интерьера. Вот например вагон Kamata Saryo 1000 1928 года выпуска в музее транспорта Йокогамы:


Принципиальные изменения произошли после конференции американских трамвайных хозяйств, решивших унифицировать типы выпускаемых в стране вагонов, чтобы снизить издержки эксплуатации. Так появилась концепция РСС. Это произошло в начале тридцатых годов, после чего новый стандарт дефакто захватил весь мир. Вот вагон в Сан-Франциско:


А вот вагон другого производителя на международной линии между Эль-Пасо (США) — Сьюдад-Хуарес (Мексика).


А вот уже РСС в Мадриде.


Как видно появилась трамвайная тележка, как мы ее знаем. У вагона появился металлический кузов и запираемые двери. Сам он стал значительно тяжелее.

А вот уже отечественный ЛМ-47. Ничего не напоминает? :)


А теперь сравните его с совершенно другим вагоном МТВ-82, также широко применявшимся в нашей стране.


И тут еще интересней - это уже троллейбус МТБ-82. Кое что напоминает?.. Так вот такими были и трамваи, и троллейбусы и даже немного речных судов - кузов был унифицированным.


А вот уже чешский РСС - прородитель знакомой нам Татры Т3, вагон Татра Т1:


Известная всем Татра Т3 - это уже 1962 год.


Любопытно, что самый массовый вагон в мире - советский КТМ-5, должен был быть ее копией не только с конструктивной, но и с дизайнерской точки зрения. Вот так выглядел прототип этого вагона:


А вот таким вагон пошел в большую серию. При этом изначально кузова были пластиковыми, но после случая возгорания вагона завод массово заменил обшивку на металлическую. 


"Заквадратнел" в ту пору и петербургский трамвай, вот ЛМ-68 "Аквариум":


Из котором путем удешевления и упрощения получилась ЛМ-68М - "Машка". Вообще тема "удешевления" очень сильно сказалась на транспорте в хрущевскую эпоху. Была дана команда избавляться от всяческих излишеств, и давить на функциональность... Вот и получилось то, что получилось.


А это не 70-е, а 1986 год - вагон Татра KT8D5. На вагоне сказываются требования эпохи - он стал длинным (на замену сцепкам из двух-трех вагонов, применявшихся ранее), со сквозным проходом. Со временем средняя секция, под которой нет электрооборудования, становится низкопольной.


А вот вам петербургский вагон ЛВС-89:

Начинается борьба за снижение уровня пола вагона. И начинается она с того, что все части вагона, кроме зоны над тележками, становятся низкопольными, а электрооборудование выносится на крышу вагона. А высота тяговых тележек снижается, за счет новой компоновки. Одновременно начинает достаточно широко применяться пластик. Вагон Шкода 13Т.


А затем борьба за низкопольность достигает апофеоза - трамвайная тележка исчезает вовсе, вагоны приобретают конструкцию именуемую "мотор-колесо", когда привод идет на конкретное колесо, и все тяговое оборудование располагается вне "жилой" зоны вагона. Вот как у Alstom Citadis 301:


Такая компоновка позволяет дизайнерам уже делать что угодно, потому что ходовая часть практически не влияет ни на салон, ни на экстерьер. Компания получает возможность делать "свое лицо" для вагонов каждого города, не меняя инженерную часть. Вот Бордо (заметьте - вагон питается не от контактной сети, а от третьего рельса):


А вот Париж:


А вот Руан:


А вагон везде "один и тот же": Alstom Citadis 402. Вот, кстати, салон парижского вагона:


Ну и напоследок, каким трамвай будущего видят дизайнеры? Вот концепт компании Альстом для Стокгольма.


А вот таким видит дизайнер вагон Alstom Loop:


Чем же занимаются наши трамвайные дизайнеры?

Вот это та же "Машка" что и выше. Только модернизированная силами петербургского ГЭТа. К фото буклета приделаны еще и варианты проработки дизайна.

А вот дизайнеры Уралтрансмаша, как работали над внешним видом вагона 71-404 (тот вагон так и не был выпущен):



Надо сказать, что главный инженер завода (на тот момент) требовал от дизайнеров большую площадь лобового остекления, чтобы быть "как в Европе". Дизайнеры нарисовали... остекление поставили на вагон 71-403. Но Москва не стала его брать в том числе из-за того, что конструктивно такое остекление было сделано плохо... из-за вибраций оно начало разваливаться. Пришлось доделывать. И вот вагоны 71-405 в Самаре:

А вот уже следующий вагон этого завода, первый в России с 100% уровнем низкого пола. Ничего не напоминает?


Так что с дизайном транспорта у нас все остается очень не просто... Ну и напоследок немного дизайна из России от производителя, который тут показался почти не представлен. Усть-Катавского завода.

Вот это их прототип сочлененного частично низкопольного трамвайного вагона, на испытаниях в Москве:

А вот как внешний вид изменился к серийной модели 71-631 (в Петербурге):

Такие дела...



Комментарии 
6-апр-2013 04:54 am
Татра Т3 1962 год...
Я на этом до сих пор езжу на работу (Тушино).
И вы знаете, ехать даже на таком трамвае, при мало-мальски продуманной инфраструктуре, куда веселее чем на метро или автобусе - почти не пересекается с дорогами, своя эстакада в бутылочном горлышке пересечения Свободы и Волоколамки, частые остановки, внутри светло, не надо никуда спускаться.
6-апр-2013 05:37 am
+1 к трамваю (и работает радио в мобильном! в метро - нет:(( )

Edited at 2013-04-06 05:38 (UTC)
6-апр-2013 04:55 am
Впечатление произвёл рывок дизайна последних лет. Человечество поворачивается-таки лицом к красоте. Вот только почему трамваи столь футуристичны, а автобусы выглядят коробками на колёсах?
6-апр-2013 08:50 am
Вот только не всегда получается красота. Часто её путают с выпендрёжом.
А самое красивое -- это то, что функционально, прав был Кукурузник.
6-апр-2013 05:17 am
Дезигнеры что угодно до абсурда доведут. Это про "концепт компании Альстом для Стокгольма" если что.
6-апр-2013 05:31 am
Такое случается если дизигнить в отрыве от прикладных задач.
6-апр-2013 05:31 am
Кстати о шедеврах промышленного дизайна. Как там схема мосметро поживает?
6-апр-2013 05:32 am
Подписали буквально на днях юридические тонкости - скоро ждите.
6-апр-2013 05:32 am
Я вот в Праге сейчас. Здесь самые разные трамваи - от типа старых округлых до ультрасовременных дваждысочленненых гусениц. Но, все одинаково быстро носятся и малошумят. Очень красивые, причем нельзя сказать, что старые хуже-они такие аккуратные и имеют свое очерование. И трамваев здесь много, прям везде пути и составы так и снуют. Очень круто.
6-апр-2013 05:33 am
Гляньте лучше откуда пошли дизайнеры.
6-апр-2013 05:35 am
А фото первого низкпольного трамвая в России, которое после "А вот уже следующий вагон этого завода, первый в России с 100% уровнем низкого пола. Ничего не напоминает?" - это какой город? Очень на Екб похоже, н оу нас нет низкопольных, насколько я знаю.
6-апр-2013 07:29 am
Это Екатеринбург. А трамвай на испытаниях, где-то осенью в газетах что-то пробегало на эту тему.

PS. Вдогонку из вики - "Трамвай проходил испытания с конца лета по начало зимы 2012 года. 18 декабря был разобран и отправлен на завод."

Edited at 2013-04-06 07:30 (UTC)
6-апр-2013 05:51 am
Ух, какой интересный пост. Можно пару технических вопросов знатокам.
Зачем трамваям из Сан-Франциско и Эль-Пасо (фото 8 и 9) второй токоприемник?
И про трамвай из Бордо, который от третьего рельса питается, а как электробезопасность обеспечивается я не понял, а если на него наступить, а если дождь?
6-апр-2013 06:11 am
зачем трамваям (фото 8 и 9) второй токоприемник?
Для движения в обе стороны.
как электробезопасность обеспечивается
Методом несования пальцев в розетку )))
6-апр-2013 05:52 am
А конструкция типа мотор-колесо у нас вообще не рассматривается? Грустно.. Частично низкопольные имеют мало преимуществ над традиционной тележкой. Нормального трамвая значит нам ждать еще долго.
6-апр-2013 06:14 am
конструкция типа мотор-колесо
Так она сложнее, следовательно, дороже и менее надежна.
Потребует идеального качества путей.
Проще внедрить высокие платформы для трамвая.
6-апр-2013 06:21 am
Антон, а как это питается от третьего рельса? а дождь, а пешеходы, а шаговое напряжение? брр, эта картинка взорвала мой мозг!
6-апр-2013 07:23 am
Там хитрая система. Рельс не сплошной, а поделён на кусочки, каждый кусочек короче длины вагона. Напряжение подаётся только на тот кусочек, который проходится вагоном.

Но я бы всё равно на такой рельс, на всякий случай, не наступал :-)

Кстати, сделано это только в границах старого города, чтобы провода не портили вид на город (!) На остальных участках трамвай питается от обычной контактной сети.
6-апр-2013 06:22 am
прАродитель.

в Ебурге, в южном трамвайном депо есть небольшой музей трамвайных вагонов.
6-апр-2013 06:28 am
Хм... Бархатные диваны в Kamata Saryo 1000 - это круто... Жаль, что теперь такое уже невозможно :(

Edited at 2013-04-06 06:30 (UTC)
6-апр-2013 06:58 am
в казани РВЗ-6 было полно, тоже сильно напоминают американские
6-апр-2013 11:08 am
Это вы еще не видели тех РВЗ-6 (кстати, они строились аж до 80-х) в Даугавпилсе, там они вообще со штангами вместо бугелей - просто таки классика PCC-шного жанра.
6-апр-2013 07:18 am
Антон, когда ты писал про наш дизайн, забыл упомянуть вагон бкм 843. Очень даже ничего вагон, на мой вкус, приближается по внешним данным к европейским вариантам. И это уже не концепт, таких несколько ходит в Питере.

Правда, производитель - Белоруссия.
6-апр-2013 07:30 am
Белкоммунмаш давно движется в этом направлении, но низкопольность в них довольно условная, фактически только накопительные площадки.
6-апр-2013 07:35 am
Трамвай должен исчезнуть как класс, так что нет никакого смысла заниматься его дизайном
6-апр-2013 07:49 am
Тролль, тебе хлебушка или колбаски? Всё сразу нельзя, лопнешь. :D
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded июл 17 2019, 5:37 am GMT.