?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Коррупция говорите? РосЯма говорите?.. Смотрите шире на вопрос дорог. 
25-мар-2013 12:06 am
стандарт
Есть примета: весной все обсуждают состояние дорог. И осенью тоже (к осени оно становится чуть лучше — и это обсуждают). Летом все обсуждают то, как мешает всем ремонт дорог (и что их надо ремонтировать ночью), а зимой — как плохо чистят дороги (бесконечная тема, правда, парковаться у обочины и мешать очистке это не мешает никому). Ну, то есть к истории транспортных планировщиков о том, что пробки — это вторая по обсуждаемости тема в городе после погоды, в российский городах надо еще добавить тему состояния дорог. Москвичи, кстати, что бы они там ни думали, могут выдохнуть и расслабиться — их эта тема никак не касается вообще. По крайней мере, в Нью-Йорке дороги в среднем хуже, чем в Москве. А вот о том, что так любят обсуждать в провинции, мне кажется, есть что сказать.

Меня сильно «ломало» об этом писать: ну как-то неудобно писать банальности… Но, видя что люди каждую весну точно помешанные ходят и обсуждают число ямок в асфальтовом покрытии, я почувствовал, что должен сказать хоть пару слов по делу. Концентрацию бреда я, конечно, не разбавлю… Но попытка не пытка.

Итак, из чего стоит дорога и как за ней надо ухаживать.


Первый важный факт: дорога — это сложное инженерное сооружение. Еще со времен Древней Греции люди строили дороги, и технология в этом деле не менее сложна, чем в строительстве зданий. Если кто-то думает, что построить дорогу — это херня, то это очень глупый человек. По уровню сложности строительства и содержания современная дорога не уступает тоннелю метрополитена. Вы смотрите вокруг и видите кругом дороги — а потому думаете, что дороги это что-то очень обычное и потому очень простое. Так вот — хрен там. Зданий вокруг вас тоже много — возьметесь построить еще одно без всякого образования? Дорога состоит из многих частей. То, что мы обычно понимаем под дорогой, — это дорожная одежда, верхний слой асфальта, который все видят. Он, как правило, многослойный, иногда бывает с армированием — но это не суть важно. Главное —  балласт,  который составляет большую часть дороги. От состояния балласта напрямую зависит, сколько будет жить асфальт и как дорога вообще будет реагировать на нагрузку. Из чего все это состоит и как работает? Да, я тут поясню, что буду писать немного условно и утрировано, а то ко мне повадились ходить буквоеды.


Греческая дорога, 3-4 век до нашей эры.

Если мы возьмем поперечник (то есть разрежем дорогу перпендикулярно бордюрному камню), то получившаяся картинка будет называться «блин». В блине все начинается с изоляционной ткани (если повезло), которая отделит дорогу от обычного грунта. На какой глубине под поверхностью будет ткань? Примерно на глубине слоя промерзания земли в данной местности. В чем тут суть? Суть в том, что вода — очень неприятный враг строителя: она легко проникает в любые поры и щели, и, имея отличную теплопроводность, чутко реагирует на изменения температуры. Она расширяется при охлаждении и сужается при нагревании, в отличие от твердых материалов, которые ее окружают. По этой причине она очень сильно портит все, что оказывается рядом с ней. Поэтому очень важно сделать хороший отвод воды и отделить все слои, где вода может гулять свободно, от тех, в которых мы управляем ее движением.

Выше мы насыпаем слой песка (на самом деле уже не всегда песка — есть и иные технологии, но, как я уже сказал, я буду очень упрощать). Песок бывает разный — по сути очень разный, но чаще всего вы можете просто увидеть различия между карьерным и речным песком. От того, как и какой песок насыпан, зависит, как дорога будет амортизировать нагрузку, проходящую по ней. На песок добавляют слой щебня. Он тоже бывает очень разный. В регионах, в которых есть рядом источники скального грунта, дороги обычно лучше, потому что меньше проблем с доставкой качественного щебня. В регионах, где своих твердых пород нет, начинают изгаляться, что не идет на пользу дорогам. Щебень нужен для того, чтобы держать основную нагрузку, потому что асфальт мягкий и легко деформируется, особенно если его нагревают лучи солнца. В зависимости от того, какая по дороге пойдет нагрузка, меняются толщины слоев песка и щебня. Их правильная кондиция и пропорция очень важны, так же важны, как толщины плит перекрытий в зданиях: нарушение объемов нагрузки на них ведет к повышенному износу и разрушению основания дороги.



Пример дорожного блина с разными слоями

Выше начинается слой асфальта. Сначала первый, потом можно уложить армирующую стягивающую металлическую сетку, потом еще слой, и сверху — чистовой слой, по которому поедут машины. С боков дорога обрамляется бордюрным камнем, чтобы машины не могли «раскатать» ее края и нарушить целостность основного ее слоя. За городом бордюр не делают, но делают достаточно специфичную обочину. Причем предполагается, что на обочину вне специально определенной зоны машины выезжать не должны.  Условно говоря, дорога с разбитым бордюрным камнем или раскатанной обочиной подобна зданию, в котором молотком расколотили стену: сколько ты ни делай там отопление, все равно ничего не выйдет. О том, как правильно делать отвод воды, как правильно делать обочины и как укладывать основание дороги, защищают диссертации, и этому потом учат пять лет в институте. Поэтому я еще раз повторюсь, что честнее будет, если вы на каждую дорогу будете смотреть, как на здание — с равным уважением к тому, как она должна быть устроена.

Как известно, в зоне дороги проходит обычно много коммуникаций. Это очень плохо почти во всех случаях. Дело в том, что коммуникации ломаются, и из-за этого нарушается целостность дороги. Они портят ее слои, при ремонте слои смешиваются, и восстановить все «как было» вообще оказывается невозможно… Плюс коммуникации сами по себе склонны ломаться из-за износа и портить дорогу… Портить ее может даже утечка тока, потому что… ладно, просто скажу, что блуждающие токи очень сильно портят дорогу, и успокоюсь — кому надо, узнает почему. Единственный вид коммуникаций, который стоит поприветствовать, — это ливневая канализация.

Как мы уже говорили, дорога не любит воду, поэтому воду с нее надо отводить. Поэтому места ливнестока должны быть очень хорошо спланированы и очень хорошо изолированы. Если воды много и она стоит, то, согласно старой мудрости, «дырочку она найдет». Ливневка стоит дорого, но еще дороже стоит ее обслуживание — и поэтому у нас встречаются дороги, на которых ливнесток идет просто под уклон по поверхности… это естественным образом снижает ресурс дороги. К сожалению, на дороги зачастую попадает куча пыли. В первую очередь, с неорганизованных газонов и с колес автотранспорта: эта пыль смывается дождевой водой в ливневку и забивает ее. Если ливневку вовремя не чистить, то давление воды и ее ненормальный ток вызывают воздействия на конструкции коллектора, вода скапливается там, где не должна, и вызывает разрушение дороги и самой ливневки. Если в городе машины паркуются на газонах, то ресурсов на нормальную чистку ливневки у города не найдется никогда. Если в город въезжают грязные машины и немытая строительная техника, то ливневку не удастся содержать так, как надо, никогда.

Еще одной проблемой для дорог в российских городах является перегруженный транспорт. Как я уже говорил, это крайне важно — верно выбрать баланс слоев при укладке балласта. Так вот, в России практически все грузовики ездят с перегрузом, это делается, чтобы сколотить побольше денег, вкладывая поменьше ресурсов. Перегруженные грузовики разбивают слой щебня в основании дороги в очень быстром темпе. Щебень и так принимает основную нагрузку и держит дорогу, постепенно изнашиваясь и стираясь в пыль, но грузовики разбивают его с огромным энтузиазмом. С этой проблемой должно биться ГИБДД — но вы знаете, за что эта структура в России бьется… уж точно не за правопорядок.

Итак. У нас на улицах плохо с ливневкой, в том числе из-за этого очень плохо с хорошей гидроизоляцией: это позволяет влаге проникать туда, куда не следует, и за счет термического расширения и сжатия разрушать дорогу. Грузовики с перегрузом разбивают щебеночный балласт в пыль в ускоренном режиме, из-за чего слой, держащий нагрузку, начинает просто исчезать. В теле дороги появляются пустоты, в которые забирается вода, которая только ускоряет процесс разрушения. Негерметичная ливневка и места бывших ремонтов изношенных коммуникаций — это наиболее характерные очаги поражения. В результате несущий слой вымывается водой, и дорожное полотно — пластичное и мягкое — начинает проседать. В такие провалы могут проваливаться целые автомобили, а иногда и целые улицы. Даже у правильно эксплуатируемой дороги есть срок ее жизни, а так, как у нас ее эксплуатируют, дорога жить вообще не может. Еще раз: это инженерное сооружение, а не божья благодать, и есть очень строгий регламент ее эксплуатации: не исполняешь — летят гарантийные сроки жизни.

Так вот теперь мы дошли до самого интересного. А как у нас чинят дороги? Вы хоть раз видели, чтобы в вашем городе дорогу вырывали на глубину промерзания, меняли гидроизоляцию, насыпали слои песка, потом щебня, потом трижды асфальтировали?.. Думаю, что если и видели — то очень давно или очень мало. Дело в том, что это капитальный ремонт, с заменой коммуникаций, ремонтом ливневки, новым балластом и прочими радостями жизни, и стоит он, как маленькая ядерная война. Примерная цена такого ремонта дороги — 1 миллиард рублей за 1 км дороги (по три полосы в одну сторону). Это средняя цена — не стоит пытаться сейчас кидаться искать распилы по принципу «а тут дороже» или говорить мне "а у нас умеют дешевле", ссылаясь на аукционы. Понятно, что эта цена зависит от кучи параметров: начиная от региона, о котором речь (у вас какой скальный грунт и где его брать, сколько стоит песок и откуда его требуется возить, сколько асфальто-бетонных заводов и насколько они доступны, какие коммуникации придется переложить, какая средняя загрузка дорожной техники — ее, кстати, используют сезонно, что повышает цену ее аренды) и заканчивая обстановкой на рынке кредитов (строить зачастую приходится, используя кредиты, потому что у нас вредителями сделанная система межбюджетных отношений, когда все деньги приходят после разгара строительного сезона). Но примерно это стоит так.


Ремонт дороги требует ее закрытия...

Расходная часть бюджета города Самары составляет 19 миллиардов рублей (доходная меньше)… Город может себе позволить в год выделить на ремонт дорог всего около 1 миллиарда рублей, что оказывается сравнительно весьма неплохой суммой (на городской транспорт выделяют много меньше). И далее у мэрии, по сути, нет особого выбора, на что направлять эти деньги… Дело в том, что у нас есть куча надзорных ведомств (это уже не говоря о гражданах), которые очень хотят, чтобы та или иная дорога была приведена в нормативное состояние. Под нормативным состоянием в России понимается глубина рытвин… то, что эти рытвины располагаются сверху на разбитом и вымытом балласте, никого не интересует. Так вот, к моменту распределения выделенных денег у мэра на столе лежит уже очень толстая пачка предписаний по устранению рытвин, плюс куча жалоб от горожан. В этих условиях он обязан по закону направлять деньги именно на ремонт дорожной одежды — верхнего слоя асфальта, потому что иначе у него не хватит денег на текущее устранение замечаний.

Поэтому миллиард рублей идет на две вещи: ямочный ремонт и ремонт картами. Ямочный — это просто заливание дыры в асфальте чем-то типа жидкого асфальта. Все отлично понимают, что это буквально на один сезон, пока не станет хуже. Ремонт картами — это снятие слоя асфальта и новая его укладка. По сути, это тот же ямочный ремонт, только уже для всей площади дороги. Ни тот, ни тот ремонт не восстанавливают ни ливневки, ни герметичность полотна, ни целостность балласта. Они никак и никогда чисто технологически не смогут быть долгосрочными. Но граждане, видя, что «дорогу чинят», почему-то на следующий год удивляются тому, что она вся в трещинах и ямках! Я не понимаю, насколько надо не понимать ничего в технологиях, чтобы удивляться этому эффекту. Причина тут не в распилах и не в откатах (о них далее) — причина в грубейшем вынужденном нарушении технологии! Такой ремонт может использоваться как поддерживающий в рамках срока эксплуатации между капитальными ремонтами. Но у нас им пытаются подменять повсеместно капитальный ремонт, который не проводился в большинстве городов на протяжении 20 лет!!! По сути, все до единой дороги в городе нуждаются сейчас в ремонте по цене 1 миллиард за 1 км. Это настолько печальная мысль, что мозг обывателя в нее верить отказывается.

В условиях, когда ни один бюджет города заведомо не имеет средств на капремонт дорог, а в капремонте нуждаются 100 процентов дорог города (ну ладно, ладно — не 100, 99 процентов), начинается новый детектив. На сей раз политический. Дело в том, что недовольство качеством дорог — одна из основных идей любой предвыборной кампании. Поэтому починить дороги политтехнологи заставляют пообещать всех кандидатов в мэры. Это гарантированная ложь в 100 процентах случаев, но люди на такую штуку по-прежнему хорошо ведутся. Мэры обещают починить дороги и вкладывают большие деньги в ремонт картами — он спасает на год-два, и потом снова становится очень плохо. К очередным выборам тема снова готова к обсуждению. Так как в России все бюджеты устроены так, что все деньги, собранные как налоги, уходят наверх и только потом возвращаются (или не возвращаются — это как губернатор захочет) вниз, то реально даже объем ремонта картами зависит от воли региона и федерального центра. То есть губернатор может или дать на него денег, или не дать. Или хлопотать перед министрами о выделении денег на ремонт его региону, или забить на это дело болт. Мэр города никогда и никак сам починить дороги не может чисто теоретически. Но граждане-то спрашивают с мэра — того самого, который обещал им что-то по-глупости перед выборами.

Из-за этого тема дорог становится темой политического шантажа мэрии администрацией области. «Вы воруете деньги на строительстве дорог!» — говорит губернатор (и этот вопрос мы ниже обсудим), — «Мы не выделим вам денег на дороги!» И граждане верят, что мэр ворует, и граждане думают, что дорог нет из-за мэра. На самом деле их нет из-за губернатора, а если смотреть глубже — из-за межбюджетных отношений и их истории в данном конкретном городе, которые не оставляли денег на ремонт дорог в городах последние 20 лет. Но кто умеет смотреть глубже?.. Или наоборот — губернатор выделяет деньги, и перед выборами вся дорожная техника завешана плакатами: «Спасибо "Единой России" за дороги!» Я был уже больше чем в половине городов России — я видел и дороги, и их предыстории. В реальности, качество дорог зависит в меньшей степени от предыстории ремонтов, и в большей — от истории отношений мэрии и областной администрации. Даже скажу жестче: от степени готовности губернатора ради политики испортить дороги, зажав городу средства на ремонт.

Из-за того, что тема дорог заведомо провальная, к ней все начинают относиться, как к источнику средств (ну вот дошел до любимой темы масс). Дело в том, что любое строительство — это сфера, в которой относительно просто завышать расходы. Ремонт дорог оказывается одной из базовых статей строительства в городе… При этом все участники процесса отлично понимают, что весь ремонт суть цирк — закрытие предписаний на один год, что дороги так, как надо, не чинятся, а значит, развалятся и так и так. Поэтому подрядчики начинают косить слой асфальта, где возможно, — ширину дороги, начинают экономить на технологии укладки. В случае если средства приходят за рамками строительного сезона, дорогу ремонтируют даже под снегом или дождем — просто потому, что все и так знают, что ничего от этого не изменится: и так и так будет плохо. Это для дороги с нормальным балластом важно, как укладывали верхний слой, а если балласт — сплошная труха, то верхний слой можно класть в лужи, он все равно останется качественней, чем нижний слой, и проживет дольше него. Сфера ремонта дороги приобретает свой истинный облик… который далек от инженерии и технологий.

То есть если вам не нравятся дороги, то стоит задать вопрос губернатору: почему он ими не занимается (мэр, как я уже отметил выше, чисто теоретически заняться ими всерьез не сможет). Когда станете ругать губернатора за то, что он политический шулер, вспомните, кто стоял до него и какие отношения с мэром были у него. Если захотите говорить о гарантии на «отремонтированную» дорогу, то сперва потребуйте, чтобы заменили балласт и ливневку… Захотите порядка — попробуйте ограничить движение перегруженных грузовиков и машин с грязными шинами, паркующихся на газонах… И ради всего святого, не сравнивайте города друг с другом по качеству дорог на сегодня — это просто фантастическая наивность… смотреть жалко :(

И вот тут ситуация, в которой я, честно сказать, даже не знаю, что делать, потому что вопрос в большинстве городов заведен в такую ситуацию, в которой он не решается деньгами. То есть сперва надо восстановить много сфер порядка эксплуатации — это еще как-то можно сделать. Но вот как в Воронеже закрыть на капремонт Московский проспект — единственную магистраль, на которой висит Северный район города? Или как в Самаре капитально ремонтировать Московское шоссе — с выемкой грунта и прочими делами, — куда на это время девать трафик? Это чисто технологически не получится сделать быстро… Накопившийся объем улиц с деградировавшей основой таков, что в ремонт одновременно должны уходить с полным закрытием десятки улиц, а как в этот момент управлять движением? Где взять на такие работы финансирование? По сути, даже если менять бюджетами области, то для каждого областного центра надо уже по 20-30 миллиардов в год на эту тему… Бюджет области такого не потянет, тем более что города есть не только областные, а дороги есть еще и между городами. Где даже банально взять на такие объемы работ нужное количество специалистов, строительной техники и качественных материалов? У нас добывающая промышленность не способна в таком объеме выдавать сырье. За рубежом никто не делал такой огромный и жуткий перерыв в сложном инженерном процессе. У них нет такого завала задач, но есть отличная технологическая база…

В конечном счете я надеюсь, что этот вопрос начнет решаться хотя бы с первого шага — политического признания существования этой проблемы и неразрешимости ее на муниципальном уровне. Правда, тогда губернаторы лишатся одного из многочисленных рычагов незаметного ухудшения жизни людей в городе, и, значит, средства давления на мэров… Пока мне в возможность такого верится с трудом. Пока нет понимания проблемы населением, его обманывать остается очень выгодно. А значит, обманывать будут. Коррупция, говорите? РосЯма, говорите? Хм…


UPD: подправил пару терминов, чтобы буквоеды не так кусались... согласен что слово "гидроизоляция" в качестве упрощения "отвод воды" я употребил не к месту. Так что чуть-чуть поменял. А уж баласт или основа, и прочие блины и пироги - это уже условности, на сути никак не сказывающиеся.
Комментарии 
25-мар-2013 04:12 am
давайте будем объективными. дороги плохие - потому что воруют. воруют ОЧЕНЬ много. точка.
тут и обсуждать нечего.
25-мар-2013 04:13 am
Вы человек исключительного мужества - прочитать этот текст и так написать :)
(Удалённый комментарий)
25-мар-2013 04:32 am
У нас в Астрахани я видел только одну дорогу, которую делали подобным образом. Длина - метров 300, делали несколько месяцев. И это при условии, что дорога - не центральная. Но делали по уму: выемка грунта, гидроизоляция, щебень, несколько слоев асфальта. Надо будет поискать документы, чтобы узнать во сколько она обошлась.

Edited at 2013-03-25 04:32 (UTC)
25-мар-2013 04:32 am
еще про климат все забывают, сравнивая наши дороги и американские или немецкие.
25-мар-2013 05:43 am
И с финскими,и с норвежскими.
25-мар-2013 04:37 am
Может бетонные дороги сделать? Говорят в сша есть такие, десятилетиями не требуют ремонта. А так да в основном летом снимают верхний слой асфальта, уже следующей весной там ямы, изредка на 2 года хватает, наверное просто удача.
25-мар-2013 06:52 am
в Новосибирске старая трасса в аэропорт - бетонная. не ремонтировали десятилетиями, пока не начала арматура торчать.
25-мар-2013 04:38 am
Всё по теме.
Антон, поправь, если я не прав. По-моему средства, выделяемые на ремонт, как раз предусматривают ремонт всей дорожной одежды. На счёт коммуникаций сомневаюсь. А делают, как ты правильно заметил, только верхний слой - срезают асфальт и кладут новый. Капремонт дороги в любом случае должен соответствовать СНиПам и я сильно сомневаюсь, что в этих СНиПах сказано только о замене асфальта. Так что ИМХО, в добавление к твоему посту, не очень уверен, что воровство в строительстве не при чём. Как мне кажется, всё то, что не относится к асфальту - разворовывают. Асфальт меняют, да, а щебень, песок и тд - ни разу не видел. Немаловажная (одна из ключевых) причина ужасного качества дорог - качество строительства. Даже при простой замене асфальта оставляют нетронутыми провалившиеся люки. Как правило, асфальт вокруг них даже не трогают, тк фреза по люку не пройдёт, а ремонтировать горловины колодцев, видимо, не хочется. Думаю, за горловины отвечают другие службы - водоканалы и тп, поэтому их не трогают. Ну а чтобы после ремонта был соблюдён уклон и водичка текла к решётке ливнестока - это нонсенс.

Edited at 2013-03-25 05:27 (UTC)
(Удалённый комментарий)
25-мар-2013 04:44 am
В ЕС все интересней... там есть полосы для грузовиков... А внутри городов там иначе устроена логистика (перегрузка на мелкие грузовики). Ну то есть там иной подход к решению задачи.
В целом я не могу к сожалению глубоко описывать эту тему... я все таки не дорожник.
(Удалённый комментарий)
25-мар-2013 04:56 am
Антон, что же тогда делать горожанам? Отправляя заявления в РосЯму, они хоть как-то влияют на ситуацию. В условиях и без того ограниченных бюджетов, требовать капитального ремонта дорог - дело заведомо провальное, по крайней мере это должен делать весь город, а не одиночные активисты: написать письмо "почините яму" можно и ее скорее всего починят, написать "переложите всю дорогу с основания" - скорее всего пошлют далеко и надолго
25-мар-2013 05:03 am
Вот за это я не люблю проект РосЯма.. он просто немного портит жизнь мэрам, перераспределяя скудный бюджет с одной ямы на другую. Так сказать тыкает палкой и так избитую всеми и ничего не способную сделать муниципальную власть.. то есть КПД у меня вызывает вопросы - и для дорог, и для политики...
А что делать?.. Пока не знаю. Это и правда забавная задачка... интересней чем борьба с коррупцией.
25-мар-2013 05:05 am - Очень познавательно
Отличная статья, развеяло много шаблонов обывателя.
Так подумаешь - а ведь такими темпами скоро денег и на ямочный ремонт у бюджетов не будет хватать...
А если еще глубже задуматься, ведь у нас сейчас так во всем. И одно из самых опасных - системы отопления, которые были построены десятилетия назад и также требуют глобального всероссийского ремонта. С каждым годом все больше плохих новостей о прорыве систем отопления изза чего люди мерзнут целыми районами...
Что же будет дальше? Страшно подумать.
25-мар-2013 06:04 am - Re: Очень познавательно
на этом фронте как раз кое-какой оптимизм есть: с 2012 года были воссозданы дорожные фонды (федеральный, региональные и местами даже муниципальные). К примеру нашем городе (Череповец) масштаб ремонтов дорог в 2012 году был, пожалуй, максимальным за постсоветскую историю города.
25-мар-2013 05:13 am
В конечном счете я надеюсь, что этот вопрос начнет решаться

Не начнёт.
Особенно смешно на каких-нибудь областных дорогах, где приезжает старый ГАЗик с шлангом и начинает, простите, выпукивать порции асфальтоподобной жидкости в ямы. В самых передовых местах ямы закидывают битым кирпичом.

Пора переходить на зимники, а летом гужевым транспортом пользоваться)
25-мар-2013 06:12 am
Вот это очень правильно для экологии. Никаких выхлопных газов, свежий воздух, дерьмо только будет повсюду валяться, но тогда все будут носить галоши. Мэри уже сейчас их советует - полезная вещь.
25-мар-2013 05:38 am
грустно, знаичт у нас никогда не будет хороших дорог, слишком комплексная проблема, надо что бы сразу делалось несколкьо дел в раз - а этого попробуй добиться

на текст большое спаисбо, очень познавательно, буду теперь всем рассказывать)))))
вопросы и правда были, полчему ремонтируют толкьо верхний слой, почему ремонт каптальный с заменой коммуникаций идет так долго (у нас 2 года шел на большом участке в районе)

почему не сравнивать дороги между городами? в Свердловкую область из Пермского края заезжаешь - сразу говорят разница чувствуется. Может в Пермском крае дороги просто старее или в Свердловской области больше денег выделяют на заплаточный ремонт...
25-мар-2013 08:26 am
В Свердловской области губернатор Россель в свое время много внимания дорогам уделял, поэтому там трассы получше.
25-мар-2013 05:55 am
Если на клетке со слоном написано "лев", не верь глазам своим. Никакой это не "3-4 век до нашей эры", а в лучшем случае 15-ый, а со всеми ремонтами и подновлениями - 18-ый. Чудес не бывает.
25-мар-2013 06:01 am
"и заканчивая обстановкой на рынке кредитов (строить зачастую приходится, используя кредиты, потому что у нас вредителями сделанная система межбюджетных отношений, когда все деньги приходят после разгара строительного сезона)."


Вот это уже не очень актуально: появился (реинкарнация случиалсь) инструмент гарантированного финансирования - дорожный фонд. Так что теперь все-таки не к концу года, а заранее можно знать сколько денег будет собрано на ремонт дорог. Не сколько останется в конце года после строительства детского сада и ремонта теплотрассы к школе, а сколько будет собрано именно на дороги!
По-моему в посте все же стоило обратить на это внимание.
25-мар-2013 07:55 am
думаю, имеется в виду, что построена дорога в 3-4 веках, а сохранилась до сих пор - вот что значит правильно содержать дорогу
25-мар-2013 06:07 am
На какой глубине под поверхностью будет ткань? Примерно на глубине слоя промерзания земли в данной местности. В чем тут суть?
а как строят дороги в вечной мерзлоте?

а ещё: в штатах очень часто дороги бетонные. это лучше асфальта или хуже? чем? зачем в одних странах выбирают одно, а в других - другое (даже при одинаковых климатах)?
(Удалённый комментарий)
25-мар-2013 06:07 am
"О том, как правильно делать гидроизоляцию, как правильно делать обочины и как укладывать балласт защищают диссертации, и этому потом учат пять лет в институте."

С заборами, кстати, та же фигня. Есть же специальные заборостроительные вузы! Или вот гайку на болт навернуть. Казалось бы все просто, а по теории гайки и болта диссертации защищают.

"Правда, тогда губернаторы лишатся одного из многочисленных рычагов незаметного ухудшения жизни людей в городе, и, значит, средства давления на мэров..."

А дядя Леша лишится возможности попиариться. Ругать он мастер, а как дело доходит до конструктива, то из него слова клещами не вытянешь.
25-мар-2013 06:18 am
Понять бы ещё, что теперь со всем этим делать. Ямки заделывать бесполезно, ремонтировать правильно слишком дорого. Тупик.
Идеальный пост для утра понедельника, в общем.
4-июн-2013 01:09 pm
Вот тут я попытался ответить на этот вопрос: http://mymaster.livejournal.com/352514.html?thread=13961986#t13961986
Страница 1 из 7
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>
This page was loaded сент 23 2019, 6:10 pm GMT.