?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Пара слов об общественных зонах Нью-Йорка 
3-фев-2013 01:00 am
стандарт
Есть одна важнейшая особенность, отличающая Нью-Йорк от Москвы, Воронежа, Самары, Мухосранска... практически любого города России. Когда я о ней рассказываю здесь американцам, они ужасно удивляются - они даже не верят, что такое бывает. Я и сам всего месяц тут, а уже не очень в это верю: но точно помню, что это так. Если у нас предложить скинуться и поставить лавочку, то единственный ответ, который можно услышать от соотечественников будет звучать так: "Это мэрия пусть делает, я ей налоги плачу". Так вот в Нью-Йорке не просто удивляются тому, что где-то есть мамонты, рассуждающие так.. здесь просто берут и скидываются, и строят себе рекреационные зоны, ставят скамейки, урны, строят парки... Да. Строят парки.

В районе Щукино парк решила строить мэрия, а граждане приняли эту идею в штыки. В Измайлово мэрия решила окультурить участок лесопарка: жители пришли ей мешать. В Битцевском парке мэрия начала делать велодорожки, а местные "экологи" пришли ложиться под строительную технику, чтобы препятствовать строителям. У нас есть деятели, которые говорят, что скамейки ставить нельзя, потому что на них будут собираться пьяницы... У нас человек сделал во дворе беседку, а на него написали жалобу, и беседку снесли, а ему выписали штраф... А у нас мужик сделал детскую площадку, а ее приехала сносить управа, и только огромным трудом ее удалось отстоять... 

Когда я здесь рассказываю это - мне говорят: "Такого не может быть! Ведь не сумасшедшие же люди в России?!" И я думаю: "Конечно не может. Ведь не сумасшедшие же..." А потом вспоминаю, что так есть. И что месяц назад я все это видел... Странно. Я уже думаю - может все таки этого не было. Ведь не сумасшедшие же...

Вы знаете что такое Central park? Все знают. Весь мир знает, а Нью-Йоркцы его очень любят. Там много скамеек, там есть пруд, там есть очень интересные особенности рельефа - скальные породы выходят на поверхность. Там зелень и деревья... Там белки.

Untitled

Вокруг этого парка стоят ряд к ряду небоскребы. Там деловая жизнь, там музеи, там офисы телекомпаний и газет.. там люди работают. А потом берут, и идут в Central park. Берут на прокат велосипед и катаются, или занимаются пробежками, или кормят просто невероятные стада исключительно наглых и бесстрашных белок! Тут можно собрать такую же стаю белок, как у нас можно собрать стаю голубей :)

Untitled

И люди любят это место. Все люди ЛЮБЯТ это место. И поэтому в парке миллион скамеек, на которых эти люди отдыхают, и этот миллион скамеек поставили люди, которые любят этот парк.

Untitled

А у мэрии Филадельфии небольшой сквер, в котором разбросаны элементы сумасшедшего чаяпития из книги Льюиса Кэрролла.

Untitled

А по доминошкам лазают дети... А кто-то двигает фигуры на доске, даже в вечерней мгле.

Untitled

И люди любят это место. И туристы фотографируются с незамысловатым арт-объектом. Потому что это домашнее место. Теплое. Хорошее. Родное. Если вы попытаетесь здесь мешать ставить скамейку, или скажете что у мэрии не место шахматным фигурам, то вам вызовут врача. Не может же человек в добром здравии такое сказать! Не может!

Untitled

И поэтому в Нью-Йорке, стульчики и столики начала ставить мэрия. Она затеяла игру, стала заводилой. Но ее подхватили жители. И теперь в Нью-Йорке на стульчиках красуются таблички, рассказывающие о том, кто подарил городу этот стул.

Untitled

А мэрия не подвела людей. Она провела туда электророзетки, а спонсоры сделали тут Wi-Fi зону. И получилось, что все могут сидеть, работать за ноутбуком, отдыхать, просто в парке, сквере, на улице... В Нью-Йорке выпадает снег, тут бывает и -8 С, и сильный ветер. Здесь есть бомжи, здесь есть асоциальные элементы... Но только сумасшедший может здесь из-за всего этого сказать, что ставить бесплатные стулья на улице не надо.

Untitled

Мэрия создает для людей объекты интереса... Например площадки для собак.

Untitled

Или бесплатные катки...

Untitled

Мэрия становится заводилой. Она не пытается навязать что-то или объять необъятное. Она выступает тем, чем должна быть мэрия - органом самоуправления граждан. Понимаете? Это не власть - это координатор самоуправления. Граждане управляют городом. Понимаете? Граждане. А мэрия просто помогает им. Координирует. Предлагает новые совместные проекты. Поэтому только сумасшедший может сказать: "Я уже заплатил налоги, пусть мэрия делает".

И люди начинают сами обустраиваться в своем городе.

Untitled

И мэрия закрывает участки дорог, делает там места досуга людей. А люди любят эти места, они начинают их обустраивать. Спонсоры и компании, те у кого тут офисы, или бизнес вкладывают в эти зоны деньги - не по призыву мэрии... а потому что это и их город. Потому что они любят его.

Untitled

И тогда у сквера возникает партнерство, тех кто о нем заботится. И на урне в парке написан веб-сайт тех, кто заботится об этом месте. И о любом месте кто-то заботится.

Untitled

И поэтому когда у мэрии возникает проблема, она обращается к людям и бизнесу.

На Манхэттене был промышленный район, который постепенно перестал быть таковым, став просто депрессивной зоной. Жить там не хотелось, офис там снимать было идиотской идеей... по меньшей мере это было не престижно, а так еще и опасно. Поперек района на эстакаде шла железная дорога, подвозившая грузы. Но из-за развала промышленности она закрылась. В 1980 году по ней проехали три последних вагона, груженых замороженной идейкой.. Движение остановилось.

Железнодорожное полотно зарастало травой, владельцы зданий вокруг требовали ее сноса, так как она портила и без того отвратительный имидж этого района. Группа активистов из числа жителей Нью-Йорка стала бороться за сохранение дороги. Они стали выращивать на ее бывшем полотне всякие зеленые насаждения, деревья :) В 1999 году Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд зарегистрировали некоммерческую организацию Друзья Хай-Лайн, ставящей целью ее сохранение и превращение в рекреационную зону.

Число сторонников реновации этой территории росло. И в 2004 году в число таких сторонников вошел мэр Нью-Йорка Блумберг :) Он предложил потратить на проект 50 миллионов долларов из бюджета.

Untitled

Строительство началось в 2006 году, были привлечены отличные ландшафтные дизайнеры и архитекторы. Проект разделили на три фазы, так как дорога была весьма длинной :) Рельсы не убирали, а вписывали в ландшафт. Я был там как вы понимаете в январе. Илья там был в более теплой обстановке :)



Но там приятно ходить и зимой...

Untitled

Это уголок природы, цветов, деревьев, в каменных джунглях города...



А какие там виды вокруг!

Untitled

И как люди любят это новое место...



Люди захотели себе место для отдыха. Люди объединились в общество любителей этого места. Люди не говорили "дайте, дайте, дайте, дайте!" Они просто взяли и стали друзьями Хай Лайн. И мэрия стала им помогать координировать действия, искать лучших архитекторов.

Мэрия стала просто менеджером того, чего хотели сами люди. А архитекторы-профессионалы сделали вот такие смотровые площадки там, где эстакада пересекает дорогу :)

Untitled

А вот эта площадка с другого ракурса:



Они предложили мэрии сделать уличный кинотеатр, установить проектор, и крутить фильмы вечерами на стене здания...

Untitled

А художники включились в общее дело, и стали размещать разные арт-объекты вокруг новой зоны притяжения людей. Им помогали владельцы зданий, им помогала мэрия...

Untitled

И это дало эффект для всего города. Вокруг началась настоящая революция в части недвижимости. Она стала престижной! Уже к 2009 году вокруг дороги началось порядка 30 новых строительных проектов.

Вот, например, плакат художественной галереи, которую строят там.. Вход в нее будет прямо с эстакады.

Untitled

Было отмечено, что в парке практически нулевая преступность! :) Эта депрессивная зона стала одной из самых безопасных! Нарушения стали связаны только с тем, что кто-то нарушил запрет на велосипеды, или выгул собаки. В зоне, где постоянно находятся многие люди не совершается преступлений. Все точно, как написала в своей книге Джейн Джекобс.

Смотрите сколько там людей днем, будним январским днем! Люди полюбили это место, и стали туда ходить. Туда потянулись туристы, начали расти доходы всех заведений вокруг дороги. Там вырасли ставки на рекламу, все это принесло деньги в бюджет города.

Untitled

Поэтому сейчас идет реконструкция оставшегося северного участка дороги. Пока он выглядит примерно так:



Но уже скоро он станет таким:



Потому что в городе, который любят его жители, у каждого клочка земли есть тот, кто готов о нем позаботиться. И поэтому на этом клочке также, как на скамейках в Central Park или стульях на Бродвее, или в парке Хай Лайн, появится небольшая табличка о том, кто подарил городу это место.

Untitled

И совершенно посторонние, даже случайные люди, будут гулять там и с благодарностью фотографировать эти таблички. Рассказывать другим о том, что они видели парк. Целый парк! Который построили, потому что люди очень захотели сделать что-то хорошее для любимого города.

Так что погуляйте на Гугль.Панорамах по этому парку... и просто подумайте, почему в вашем городе такого нет. Может быть причина не только, и не столько в отвратительном мэре? Может быть вашему городу не хватает еще кого-то?..

Ну а мы пока попробуем замутить что-нибудь подобное в Щукино :) 


Комментарии 
3-фев-2013 06:25 am
в рф улица воспринимается, как чужая, враждебная территория.
3-фев-2013 06:26 am
"stop praying. God's too busy to find you a parking spot"
ггг
3-фев-2013 06:27 am
В Америке еще около многих домов аккуратные садики и статуэтки красивые стоят - и заборов нет никаких. и никто эти садики не топчет, и статуэтки не крадет. вот ведь загадочная нация! - подумают многие.


Edited at 2013-02-03 06:27 (UTC)
3-фев-2013 06:30 am
до 90х у нас во дворе все делали жильцы. отсыпали дорожки, делали газоны, детские площадки (ну как могли и из чего могли).
после 92 все что могло развалилось, на лавочках стали собираться пьяные копании. а ухаживать стало не когда, потому что сокращения и не выплата на заводах были. а потом люди просто к этому привыкли.

Edited at 2013-02-03 06:41 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
3-фев-2013 06:41 am
Спасибо за рассказ!

З.Ы. Чудесная оговорка "три последних вагона, груженых замороженной идейкой" :)
3-фев-2013 06:42 am - Helsinki
В центре Хельсинки тоже в прошлом году была открыта для велосипeдистов и пешеходов "трасса" Baana на месте бывшей железной дороги. Виртуальный тур здесь http://www.finlandiapuisto.fi/media/video/baana.html

Edited at 2013-02-03 06:42 (UTC)
3-фев-2013 06:44 am
Окультуривать лесопарк = окультуривать лес. Очень странная идея. За лесом надо ухаживать, конечно, но делать это должны лесники и биологи, а не мэрия. И вообще, чтобы окультуривать что-то, надо собственный уровень культуры иметь высоким, чего про нашу мэрию не скажешь.

Это я про Измайловский лесопарк, если что.
3-фев-2013 07:30 am
Конечно же. "Урбанистам" пора бы знать, что парк - место, созданное с нуля, как на этой жд или на пустыре. Лесопарк так и называется, что это кусок леса в городе. Он НЕ предназначен для прогулок, его цель - улучшать экологию, давать кислород жителям и собирать пыль (кстати в посту о пыли Антон вообще не упомянул деревья, которые десятки тонн пыли осаждают из воздуха). ЛЮбое т.н. "благоустрйство" ЛЕСОпарка приводит к уплотнению почвы, вытаптыванию и уничтожению дикой флоры, и подроста деревьев. В результате деревья начинают болеть, загибаться, и погибать. Новые деревья также не появляются - подроста нет. В итоге на месте лесопарка через некоторое время получается херня.
3-фев-2013 06:48 am
Антон, спасибо от всего сердца за такие посты.
3-фев-2013 07:28 am
Зимой уныло выглядит, как промзона с железной дорогой между Савёловской и Дмитровской.
А против инициатив московской мэрии понятно почему люди выступают: опыт подсказывает, что всё сводится к разворовыванию миллионов и подготовки территорий под застройку многоэтажками, торговыми центрами и храмами. Вот если в Москве запретят любое новое жилищное и торговое строительство, тогда, может быть, жители подобреют к инициативам мэрии. Ну то есть я не представляю, чтобы в NY какой-нибудь застройщик купил Центральный парк и начал возводить там небоскрёбы. Наверное, есть какой-то закон, запрещающий подобное? Или всё чисто на доверии к властям, которые типа разумные, добрые и заботятся о жителях?

Edited at 2013-02-03 07:30 (UTC)
3-фев-2013 07:29 am
Очень позитивно! Я думаю и у нас не все так плачевно, разумных людей все равно больше, вот только готовы ли они...
3-фев-2013 07:30 am
Отличный рассказ, отличная идея с жд-парком.
(Удалённый комментарий)
3-фев-2013 07:45 am - Согласен. но с оговорками
"В районе Щукино парк решила строить мэрия, а граждане приняли эту идею в штыки. В Измайлово мэрия решила окультурить участок лесопарка: жители пришли ей мешать. В Битцевском парке мэрия начала делать велодорожки, а местные "экологи" пришли ложиться под строительную технику, чтобы препятствовать строителям".

А вот тут, Антон, ты передёргиваешь. Взять, хотя бы, историю с Щукино. Это не парк, это лесопарк. Различия принципиальны. Раз ты называешь конкретно это место парком, ты их не понимаешь, как и муниципальный депутат Максим Кац. В лесопарке нужно сохранить лесное сообщество, поэтому мнение экологов действительно важно. Я читал про эту историю - это пример колоссального невежества. Там же предлагалось не просто скамеечки поставить, но сделать полноценную спортивную инфраструктуру - с горками для скейтеров и пр.

И ещё. Ты забываешь одну простую вещь. У американцев совсем другое представление о государстве. Краеугольный камень любой политдискуссии в Штатах - вопрос о степени вмешательства гос-ва в жизнь общества и экономику. Как минимум, половина придерживается "консервативной" (по их шкале) т.з. о государстве как "ночном стороже". Это часть американского менталитета, который отличается не только от российского, но и от менталитета любой европейской страны, например.

А общую мысль я категорически поддерживаю. На последних слушаниях по "Правилам благоустройства" в Попугайске (Тольятти) предлагал внести туда пункт, регламентирующий участие граждан в благоустройстве и поощряющий это дело. Чтобы жителям было проще на свои деньги обустроить свой двор, а предпринимателям-меценатам можно было, например, за свои деньги с минимумом бюрократических препон поставить лавочки, велопарковку, небольшую скульптуру, даже остановочный павильон (при условии сооответствия всех этих вещей определённым правилам, которых пока, увы, нет ни в одном городе)) и получить с этого какой-нибудь гешефт. А самый лучший вариант, на мой взгляд - участие в благоустройстве на паях, при наличии общего проекта по какой-нибудь небольшой территории)
3-фев-2013 07:50 am - Re: Согласен. но с оговорками
История в том, что тут белки живут не только в парках.. но в обычных жилых кварталах даже. Дикие животные вполне неплохо живут в ближайших пригородах. И никаких проблем. А вот в Щукино в "лесопарке" никаких животных кроме пьяных гопников не найти. Не надо судить о месте по его названию. Город - это зона где живут люди. Надо исходить из этого. И налаживать эту зону исходя из этой мысли.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
3-фев-2013 07:52 am
Замечательно.
А теперь 2 малюсеньких замечания.

1. Когда что-то делает государство, оно ВСЕГДА это делает через одно место. Поэтому граждане и стараются этому помешать как могут.
2. Граждане никогда не будут ничего обустраивать сами, пока результат их труда не будет гарантированно защищен. А у нас мэрия может любую постройку снести запросто. И им не важно, хороша она или плоха. Важно только была ли разрешена.
Или другой вариант. Какой смысл ставить во дворе скамейку, если она гарантировано привлечет бухариков, которые будут всю ночь орать? Конечно, в теории можно вызвать полицию... Но вы же знаете, как она реагирует на такие вызовы.
И так со всем.

Так что да, причина в отвратительном мэре и отвратительном президенте.
Свою квартиру гражданин защитить может - ее и обустраивает.
А подъезд, дом, двор - уже не в состоянии.
3-фев-2013 07:53 am
Кто должен обеспечить, чтобы было исправлено п. 1, и кто может обеспечить гарантии п.2?
3-фев-2013 08:26 am
А давайте я вам, как житель Измайлово, расскажу, что там на самом деле, в том месте, где решили "окультуривать".
Измайловский парк довольно большой. Изрядная его часть "окультурена". После долгих лет разрухи сейчас там есть пара парков с аттракционами, пара зон со скамейками и шашлыкозабегаловками, остальное - горы мусора, пустые заброшенные "эстрады", один маловнятный каток и куча неокультуренных дорожек со скамейками бородатых годов, которые развалились еще в 90-е.

Это прекрасное место для окультуривания.

Но есть у парка еще небольшой кусочек, крохотный. Там одна детская площадка, футбольное поле и куча скамеек с дорожками. На это поле, окруженное соснами, туда, где стоят скамейки, каждый день приходит куча народу. Там гуляют с колясками, там устраивают пикники. Белки там, кстати, тоже живут.
Лично я туда регулярно прихожу почитать.

И мне непонятно, зачем окультуривать конкретно этот уютный кусочек конкретно адским катком? Почему его нельзя окультурить еще скамейками, фонарями и вайфаем?
Почему катком нельзя окультурить другую часть, где уже есть для этого расчищенные от леса и занятые мусором пространства?

Я очень люблю Парк Горького и была бы счастлива иметь такое под боком. Но просто спокойное место для побродить по дорожкам и посидеть почитать вообще-то хорошая штука, не так ли?

(Удалённый комментарий)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded апр 22 2019, 4:28 pm GMT.