?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Как и зачем СНИЖАТЬ скорость автомобилей в городе 
14-окт-2012 05:33 pm
стандарт
В предыдущем посте мы затронули с вами некоторые вопросы, связанные с пешеходными переходами. В частности выяснили, что для местной уличной сети равномерность потока гораздо важнее, чем его скорость (если водители потеряют время не на светофоре, то потеряют его потом в пробке на повороте). А равномерность может достигаться в том числе за счет дозирования потока на правильно настроенных светофорах (правильно, это как единая система все - а не как бог на душу положил тому кто настраивал конкретный светофор). И в этом посте меня совершенно справедливо упрекнули в том, что я не рассматриваю вопрос о хайвеях.

Это действительно так - в развитых странах есть два типа дорог: местная сеть дорог и хайвеи. Это принципиально разные системы транспорта, связанные через отдельные шлюзы (съезды). В развитых странах эти два понятия практически никогда не скрещивают, и это одна из причин, по которым у них не возникает парадоксов, описанных в предыдущем посте. В России хайвеев в городах нет. Ни одного. Ни МКАД, ни 3ТК, ни тем более Ленинградка хайвеями не являются. Когда их строили, то держали в уме хайвеи. Но так как не выполнили базовых технических и организационных требований, и совершили ключевую ошибку - попытались использовать для создания хайвея существующую местную уличную сеть - то ничего хорошего не получилось. Сейчас в Москве собираются делать Северо-Западную хорду, и опять за счет существующей сети - и это опять гарантированно приведет к плохим результатам. Но об этом мы позже напишем отдельный пост в рамках "Городских проектов" - о том какие нужны хайвеи в Москве, и как их надо строить, чтобы ничего не испортить.

А сейчас я хотел бы вам рассказать о том, как в развитых странах стараются снизить скорость движения машин на местной дорожной сети. Да, да - именно снизить - вы не ослышались. Давайте вместе узнаем о том, зачем же надо снижать скорость машин, и как это делать?

Дело в том, что снижать скорость стараются в сети местных улиц - на хайвеях ее как раз наоборот стараются повысить. Но сегодня - о местных улицах, тех, которые проходят в зоне жилой застройки, вдоль которых проложены тротуары и велосипедные дорожки, таких где гуляют дети, таких которые мы видим из окна своего дома.

Человек по своей сути все таки выходец из природы. Можно сколько угодно галстуков одеть, но то, что наши предки жили в лесах это никак не отменит. Это никак не отменит и то, что автомобилю от роду порядка 100 лет... Всего лишь ста лет. Поэтому человек, как живое существо, к нему адаптироваться в полной мере не мог за такой короткий срок. В природа она такая штука, в которой не бывает громких звуков - самый громкий звук, который обычно слышали наши предки - был звук грома. В природе не было ничего ярче Солнца или пожара. В ней совсем мало быстрых перемещений. В обычной дикой природе, которая окружала наших предков, самыми быстрыми объектами были хищники - например леопарды, или хищные птицы. В нормальной жизни мы сейчас таких животных видим только в зоопарках, а когда-то это были самые страшные враги наших пращуров.

Враги заперты в клетки, но в человеческой психике остались связанные с ними привычки, выработавшиеся за тысячи лет истории человеческого рода. В частности мы подсознательно боимся быстро движущихся объектов. Психологи установили, что появление в поле зрения объекта движущегося в 10 раз быстрее, чем движемся мы сами, вызывает депрессивное состояние. Специалисты связывают это соображение также с психофизическим законом Вебера – Фехнера. В итоге, с учетом этого закона выстраивается ограничение скорости движения на местных дорогах в развитых странах. Человек движется со скоростью 5 км/час, а значит машина не должна ехать быстрее 50 км/час. Поэтому в жилых зонах в ЕС везде стоит именно такое ограничение скорости. Там не хотят чтобы люди в городах находились в перманентном состоянии депрессии, поэтому дороги, на которых есть и машины, и люди - все имеют такое ограничение.

Быстро движущийся транспорт назвали как одну из ключевых проблем опрошенные социологами "Городских проектов" жители Щукино, гуляющие на улице с детьми. Помимо психологического дискомфорта быстрый транспорт в жилых зонах значительно увеличивает печальную статистику смертей в ДТП. Каждые последующие 5 км/час, начиная с 50 км/час, удваивают число летальных исходов при наездах на пешеходов. В развитых странах, особенно в Германии, идет активная борьба за снижение скорости транспорта в жилой зоне (там этот вопрос ставят на выборах в парламент). Но не только в Германии. Вот например в Праге, скорость в жилом районе снизили до 30 км/час, и только на паре центральных улиц оставили скорость 50 км/час.

Меры по ограничению скорости и интенсивности движения (traffic calming, traffic taming) в совокупности называют в литературе "успокоением трафика". Комфортность городской среды в тех или иных районах можно повысить посредством ограничений скорости и интенсивности трафика. В большинстве сложившихся городов невозможно изменить планировку уличной сети, однако поставленные цели могут быть достигнуты с помощью целого ряда средств и методов организации дорожного движения. Совокупность этих средств и методов, направленных на «успокоение» или «укрощение» трафика, обычно применяют на улицах, междомовых и межквартальных проездах в районах жилой застройки в целях повышения безопасности и комфортности пешеходных сообщений и детских игр. Одновременно средства и методы «успокоения» трафика обеспечивают снижение транспортного шума и вредных выбросов. Канадские специалисты по транспортному планированию заявляют, что осуществление нормативно-правовых, визуально-ориентированных и физических мер ограничения скорости и интенсивности трафика в четырех жилых зонах Большого Ванкувера привело к снижению аварийности на 18–60%.

Так что же делают, чтобы автомобили ездили медленнее?! Неужели кладут лежачих полицеских? :) На самом деле и их - тоже, правда достаточно редко, потому что это не очень удобная идея, имеющая кучу побочных проблем. Давайте посмотрим, что же придумали умные люди.

Картина первая: пешеходный переход поднят на один уровень с тротуаром, а непосредственно перед ним проезжая часть искусственно сужена клумбой. В таких условиях автомобилист вынужден сбавить скорость чисто рефлекторно.



Еще один пример - тут сделано просто сужение проезжей части. Пешеходу перейти такую дорогу гораздо проще, автомобилист на такой дороге не поедет 120 км/час, а будет соблюдать установленный скоростной режим.



Следующий пример мне ужасно нравится, потому что его невольно реализовали коммунальщики около моего дома. Дело в том, что у нас по улице в районе гоняли стритрейсеры. Носились как и положено идиотам очень быстро. И постоянно из-за их шума невозможно было спать... А потом комунальщики начали укладывать какие-то трубы, и выкапали ямки на дороге, которые теперь надо объезжать почти как на картинке. Теперь я спокойно сплю - по нашей улице больше никто не гоняет. Кстати, пробок на этой улице не появилось - обычная внутрирайонная улица и тогда не страдала пробками, и сейчас ими не страдает.



Вот чтобы понять следующую картинку надо обладать некоторой фантазией. Здесь раньше был плавный поворот, но потом проезжую часть подняли и сделали его резким. То есть чтобы повернуть теперь автомобилист вынужден затормозить, и аккуратно повернуть. Совокупность таких поворотов по всему району вынуждает все время держать не высокую скорость.



И вот теперь мы добрались до старого доброго лежачего полицейского, правда в нормальных странах он выглядит принципиально иначе.



Как подчеркивают специалисты, все эти меры никак не отменяют необходимость грамотной работы дорожной полиции - и в первую очередь камер видеофиксации в наиболее опасных местах. Вот мне интересно - вас штрафовали когда-нибудь за превышение скорости в Москве? Меня - ни разу. Мне кажется, что в Москве вообще никто не пытается даже ограничивать скорость автотранспорта. В результате вылетающие на остановку машины на скорости в 200 км/час - это уже какая-то обыденность, а не событие. Власти Москвы попросту забили за то, что надо следить за скоростным режимом. И это выливается не только в печальной статистике ДТП, но и в депрессии жителей, снижении производительности труда, избыточной усталости, росте числа самоубийств. Просто у нас об этом не принято не то что знать, у нас даже обсуждать это не принято. Никто не заказывает и не проводит исследования на эту тему.

В Канаде целые институты занимаются вопросами внедрения мер ограничения скорости. Разбирается статистика, смотрят на применимость - проверяют, рекомендуют к внедрению. А у нас даже банально не пытаются следить за тем, чтобы на внутриквартальных дорогах соблюадлось хотя бы завышенное требование в 60 км/час (а с учетом того, что за первые 10 км/час не штрафуют - все ездят минимум 70 км/час).

Власти города обязаны отвлечься от идиотских идей типа Северо-Западной хорды под окнами жилых домов, и заняться снижением скорости автомобилей на местной сети улиц. Потому что в Москве сейчас наблюдается форменный идиотизм, когда магистральные улицы стоят в пробках, зато по полупустым местным проездам носится со скоростями в 120 км/час транзитный трафик, объезжая эти самые пробки. До тех пор, пока вы не потребуете от властей, отстаивать интересы пешеходов, и делать дороги правильно, ваша жизнь и здоровье будут под угрозой. Случились выборы? Спросите кандидатов об этой проблеме - и за идиотов не голосуйте. Пишите письма в управы районов, и требуйте установки технических средств снижения скорости автомобилей. Причем не идиотских полицейских, как любят их делать у нас, а нормальных - грамотных решений и тщательного контроля ГИБДД и дорожных камер.

А этот пост, репостите и раздайте друзьям. Об этой проблеме должен узнать каждый.

UPD: Правильный комментарий вынесу сюда:
Выше были отмечены две причины, по которым в городах Европы скорость ограничена до 50 км/час:
1)Исключение психологического дискомфорта для пешеходов
2)Снижение числа ДТП и тяжести их последствий
Но есть и третья причина - это максимизация пропускной способности. В 2004 году международная группа экспертов (работала на средства Евросоюза) выполняла консалтинговый проект "Усовершенствование транспортных потоков в Екатеринбурге и Свердловской области". В рамках этого проекта проводились семинары с местными специалистами по транспорту, дорогам, организации движения. Я был одним из участников.
Когда один из экспертов сказал, что максимальная пропускная способность достигается при 40 км/час, наша первая реакция была - "что за чушь?!". Но стоило немного подумать (и вспомнить школьный курс физики), чтобы согласиться с ним. В самом деле, пропускная способность (точнее, интенсивность потока) растёт при увеличении скорости с 0 до 40 км/час. А вот после - начинает снижаться из-за увеличения динамического габарита автомобилей (статический габарит + интервал безопасности, растущий пропорционально квадрату скорости).
(С) alex_ampel


Комментарии 
14-окт-2012 01:52 pm
А Питерский западный скоростной диаметр- чем не хай-вэй?

"Пишите письма в управы районов, и требуйте установки технических средств снижения скорости автомобилей. Причем не идиотских полицейских, как любят их делать у нас, а нормальных - грамотных решений и тщательного контроля ГИБДД и дорожных камер."

Чисто для справки- ГОСТы на бетонные лежачие полицейские вполне себе похожи на то, что делают на западе, плавный подъем и спуск, большая длина(6-12 метров). Но дорожники почему то больше любят пластиковые, которые хоть и убогие, но ГОСТам соответствуют.

Чтобы менять ситуацию- надо добиваться изменения ГОСТов. Письма в управы сделают только хуже.

14-окт-2012 01:54 pm
Первое что всегда нужно для изменений - заказ на них со стороны общества. Все начинается именно с этого.

Потом будут ошибки в реализации. Да - будут. Но это нормально. Натыкаются, и поймут что пора менять ГОСТы и заказывать исследования, ну или хотя бы переводы отчетов с буржуйских языков.

А потом уже все станет несколько лучше. Это не быстрый путь, не просто путь - но начинать его надо.
14-окт-2012 01:57 pm
Интересно! Мне понравилось на пред последней фотографии пример того какое покрытие они укладывают на тротуарах. Плитка+бетон, красиво и думаю не дорого совсем.
24-окт-2012 07:05 am
Мне понравились вставки вдоль бордюров на дороге. интересно как они называются и какую роль выполняют )
14-окт-2012 01:59 pm
Я если честно сомневаюсь в правдивости фантазии по поводу плавного/резкого поворота. Там тогда получается, что они вырезали кирпичи плавного поворота, положили новые кирпичи для резкого поворота, и снова вложили уже обрезки плавного. Думаю, что это просто работа "украшателя".
14-окт-2012 02:01 pm
Не, я не по кирпичам судил :) Я прочитал о перекрестке конкретном и дал его фото :)
14-окт-2012 02:03 pm
Всё верно написано! действительно, если ограничение в 60, то все ездят 70... А те, кто пытается выпендриться - 80 и более. В городе, блин!!!

Про Германию только замечу: в жилых зонах скорость ограничена не 50, а 30 км в час обычно. Только на "магистральных", главных улицах ограничение обычное городское - в 50 км в час. При этом на дорогах с отражателями звука и без нерегулируемых перекрёстков и пешеходных переходов скорость повышается до 60 или 70 км в час.
17-окт-2012 01:35 pm
В городе... У нас во дворе отдельные индивиды норовят носиться под 70.
14-окт-2012 02:11 pm
А меня бесит, что автобус из Внуково едет со скоростью 55, когда остальные автомобили явно быстрее. Нельзя из таких объектов как аэропорты ехать быстрее?
14-окт-2012 02:14 pm
Вот в частности к аэропортам нужны хайвеи :)
14-окт-2012 02:22 pm
Невский проспект в Питере тоже ведь по-уму необходимо сужать, делать там выделенную полосу по центру и тому подобное? Ведь это вообще нонсенс, люди ведь настолько привыкли к прямой 6-полосной трассе через центр города.
Из универа помню, что у нас магистрали делятся на внутриквартальные, районные, городские, междугородние, типа того, то есть уже на уровне города есть скоростные дороги в СНиПах, так что еще большая проблема в нормах, которые все это позволяют.
14-окт-2012 02:24 pm
Да, его надо сужать. Лучший способ - по центру пустить трамвай на обособленном полотне, с газончиком и прочими штучками. Проблема в нормах - огромная... они очень тупые, отстают лет на 50...
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
14-окт-2012 02:58 pm
Нужно начать штрафовать с превышения, равного погрешности измерения радара/камеры контроля и сразу рублей с 1000.
14-окт-2012 02:57 pm
Мои пять копеек.
Прожил несколько лет в "странах азии". Там везде уже прекрасные дороги и транспорт на них, но много велосипедистов и скутеристов. Поэтому, внутри городов не принято разгонятся выше 40 км/ч т.к. можно сбить человека. И это ограничение "среды" очень положительно влияет на транспортную картину -- нет пробок из-за "неожиданного" притока большого количества автомобилей с хайвэйв. Нет серьезных дтп и травм с ними связанных... Нет напряженности... Все автомобили тихо и спокойно едут со скоростью 10-15 км/ч "в пробке". А когда ее нет -- со скоростью 40 км/ч. Выбор логичный и простой -- ехать медленно. Но ехать. И при этом давая двигаться и всем остальным направлениям.

Наши этой логики "уравниловки" и "быть как все" -- не понимают. Они хотят ехать десять минут со скоростью 100 км/ч а пробку объехать по тротуару. И почхать на то, что пришлось нарушить правила, подвергнуть риску здоровье толпы пешеходов во главе с колясочными мамашками. Главное -- я обманул судьбу и законы городской жизни.
(Удалённый комментарий)
14-окт-2012 03:28 pm
Прага 8 по нашим меркам это частный сектор с узкими дорогами - ехать там 60 или 80 может только псих, да и то ночью.

А не напишете пост про такси? Мне Ликсутовская копия системы NYC категорически не нравится.
14-окт-2012 04:02 pm
Мне Ликсутовская копия системы NYC категорически не нравится.

Чем? Отличная система
14-окт-2012 04:14 pm
Судя по последним новостям. Наши депутаты хотят поднять скорость движения.
Если раньше можно было нарушать на +60 км/ч, то теперь станет возможным ездить +80 км/ч. Т.е. в городе можно будет ездить 140 км/ч.
Помимо этого за 72 км/ч и 98 км/ч собираются ввести одинаковую ответственность.
Так что все будет еще хуже.

Кстати, гибель Марины Голуб, как раз и произошла из за
а) сделали хайвэй из "локалки"
б) все поголовно в МСК ездят 100 км/ч

но разве нашим болванам в думе это объяснишь?

Edited at 2012-10-14 16:19 (UTC)
(Удалённый комментарий)
14-окт-2012 04:32 pm
Всякий экстремизм в отношении собственных граждан есть проявление глупости, так как он неизбежно приводит к отставанию в развитии всей нации. Ограничение скорости передвижения яркий тому пример. Форменный идиотизм в Москве заключается в отсутствии должного количества адекватных дорог и скопления в городской черте госучреждений, которые давно следовало бы выселить в Подмосковье, не сильно ближнее. В остальных городах всё похоже.
14-окт-2012 05:06 pm
Совсем недавно выступал по теме совершенно отличной от транспорта, но привел пример именно с ограничением скорости. На участке с разрешенной скоростью 60 регулярно происходят дтп при скорости 120-140 км/ч. Какова реакция властей у нас? Ограничить скорость до 50 км/м. Это типично для нас. В большинстве крупных городов в жилых райнах (за исключением магистралей) скорость движения потока и так не превышает40-50 км/ч. Но при этом отморозки умудряются летать там с любой скоростью и не обращают на ограничения скорости. На проспектах и шоссе ограничение скорости до 50 бессмысленно - к чему оно приведет кроме снижения пропускной способности? Если говорить о механическом ограничении, то конечно же это эффективно на улицах с низким траффиком. Но улицах с серьезным траффиком (тот же невский) ни чему хорошему это не приведет - и снизит пропускную способность и повысит (именно так) аварийность. Последний эффект особенно характерен для России - неправильная организация ограничения скорости движения (кольца, лежачие полицейские) очень часто приводят к серьезным дтп, не говоря уже о поломках транспорта.
Антон, если в самарском районе повесить ограничение 50, что это даст? Если на москвоском шоссе ограничить скорость до 50, что это даст?
Ну а картинки-то они всегда красивые. Может еще добавить фото немецких автобанов без ограничения скорости и с ограничением минимальной скорости?)
14-окт-2012 04:58 pm
спасибо. Очень интересно пишете, сообщаю, что в Перми и Ижевске всё тоже самое, кроме лежачих полицейских, но они тоже с каждым годом становятся всё шире.
14-окт-2012 05:01 pm
Комментарии к фото 1:

- клумба создает "тень" для пешеходов на осевой (безопасное пространство);
- приподнятый переход в дождь всегда без луж;
14-окт-2012 05:06 pm
"Спросите кандидатов об этой проблеме - и за идиотов не голосуйте"
Да похеру сейчас гражданам на выборы, тем более на местные. Ходит максимум 20% - одни с гиперактивной гражданской позицией, другие по разнарядке, чтоб местных завсегдатаев пропихнуть и абы вдруг каких изменений не произошло.
Остальные под гипнозом постоянно муссируемой идеи, что от простых людей в лучшем случае ничего не зависит, а в худшем станет хуже.
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded июл 17 2019, 5:36 am GMT.