Буслов Антон (mymaster) wrote,
Буслов Антон
mymaster

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

О том, как принимаются решения, аппаратной борьбе и СМИ

Последнее время меня часто спрашивают - вот на сайте госзакупок объявлен тендер на демаркирование выделенных полос ГПТ в Москве. Или отменен ранее вывешенный тендер на покрытие тротуарной плиткой улицы такой-то. Ну или там ФАС потребовала отменить тендер на поставку 120 трамвайных вагонов с 100% уровнем пола. Что, - спрашивают меня, - приплыли?! Спрашивают тоже по-разному: кто-то с ужасом, кто-то с ухмылкой. А вот те кто знают, что происходит, особых эмоций не испытывают, а потому и ходят с деловыми лицами, хмурые, как обычно - и скромно молчат.

А чего молчат-то?! Почему не будоражат общественность пресс-релизами, что "мы отказались от...", или хотя бы опровержениями что "да мы и не думали отказываться от..." Почему каждый раз пресса ищет каких-то "информированных источников" или обращается за комментариями к не информированным экспертам, которые льют потом воду со своей колокольни, на свою же мельницу?.. На самом деле, есть простая штука - стыдно. Стыдно выйти, и вот так-вот, вслух, на всю Москву, громко и внятно рассказать в трех словах историю о том "как мы работаем". А похоже, все таки стоит. А то меня вопросами замучают.

На вопрос о выделенных полосах уже однажды ответил коллега М.Блинкина по НИИ транспорта А.Сарычев, было это в эфире не помню уже какого телеканала. Там его долго долбили и приглашенный эксперт "от автомобилистов", и забывшая о своей роли в передаче ведущая: "Мол как это так - вот выделенные полосы нарисовали, а там раз в час автобус ходит!" Сарычев долго отбивался, объяснял, что может там есть планы пустить больше автобусов, что может этот участок нужен для оборота подвижного состава с другой линии, а может еще что-то - надо смотреть по месту. Но потом его все же добили, и он сказал то, чего сейчас боится сказать пресс-служба ДТиСа: "Не бейте пианиста - играет как умеет!"

После этой вводной он долго и подробно объяснял, когда появилась идея создать выделенки в России (в 80-х годах), кто ее придумал, как над ней работали - почему тогда ее похерили. Рассказал, сколько десятилетий выделенкам на Западе. Долго говорил о культуре вождения, и о том, что автомобилисты в России попадают в мелкие ДТП в не помню сколько раз чаще, чем водители на Западе (кажется что-то больше пяти раз). Закончил он примерно так: "Да, мы учимся, да этого никто до нас тут не делал! Но мы же не предъявляем вам, что вы в ДТП чаще попадаете, отстаньте и вы от нас, что мы не так рисуем!"

На него тут же опять навалился и оппонент, и ведущая - пригласите с Запада, думайте лучше... Он снова принял свой обычный очень интеллигентный и академичный вид, и перестал говорить о том, как оно на самом деле, перейдя на пространные общие формы. Понял, что не поймут - а чего ради тогда надрываться. Так вот, мои дорогие, да, да и еще раз да - в России все, что делается впервые, делается очень сложно. Практически на ощупь.

Я помню, как в Воронеже направление второй линии легкого рельсового транспорта нарисовал по карте губернатор Гордеев. Кстати, надо отдать должное - он на тот момент еще не так давно вступил в должность, но нарисовал все вполне разумно - ну 90% разумно. А 10% - бред какой-то. Но руководство очень хотело, чтобы все было потом проложено ровно там, где прошел августейший палец. Знаете историю, конечно, про Николая, линейку и железную дорогу... ну так вот это - исторический анекдот. Любой железнодорожный любитель вам сможет час рассказывать, почем там нужен был этот изгиб, и в чем там сложность идти по прямой. Но жизнь и работа в сфере транспорта меня научила тому, чтобы в этот исторический анекдот верить. Почему?.. Да потому что я сам в таком же участвовал!

Так вот нам дали карту местности, еще теплую от августейшего пальца, и сказали - думайте как делать тут линию. Сразу родилось предложение немного изменить 10% трассы, и тогда все складывалось идеально. Более того, лично я уверен, что Гордеев бы одобрил, а скорее даже и не вспомнил, что там он начертил. Но нет - уперлись ответственные лица. Как нарисовал он, так рисуйте и вы. А почему?.. Глупо же, да?.. А все потому, что в нашей системе есть очень полезные и мудрые люди - они профессиональные параноики - это их работа, беречь проект от такого рода случайных факторов. А вдруг Гордеев самодур?.. Не похож - но вдруг? А вдруг он топнет ногой? А вдруг контракта из-за этой мелочи не будет?! Эээ, нет, господа инженеры-проектировщики - чертите как велено. Договора, кстати, в том деле, так и не получилось.

Так вот в Правительстве Москвы, с приходом Собянина, был настоящий переполох... Во-первых, что совершенно логично, все ждали кого будут увольнять, кого нет. Во-вторых, была поставлена срочная задача - разобраться и предложить меры, по резкому, видимому глазом, улучшению обстановки - бюджет не имел значения (это, кстати, сладкие слова - но произносить их в России не стоит). В-третьих, не было еще людей, кто бы что-то мог делать. Ну то есть банально - совсем не было. Вы, конечно, скажете - так то когда было - в октябре 2010 года! И я опять вынужден буду сказать вам, что плохо.. очень плохо знаете вы аппаратные игры. Например Ликсутов занял пост руководителя ДТиС в декабре 2011 года. Год, - ГОД! - искали того, кто бы мог потянуть эту тему. А новый главный архитектор Москвы (не последняя фигура, замечу, в вопросах планирования транспорта и общественных пространств), будет назначен вот-вот - только сейчас поняли, кому доверить должность.

А между тем, все кто был на местах пытались продемонстрировать результаты, как заказано - срочно. Со всех департаментов собрали бумаги, о том, что надо делать, чтобы сделать Москву райским уголком за полгода. Вот когда это написано, то выглядит как бред, однако... да - "за полгода". Все высказали свои идеи, - по общественным зонам типа парка Горького, по тротуарной плитке, по демонтажу рекламы, по демонтажу киосков. По выделенным полосам. Много чего было срочно предложено, потому что спрашивали всех, и все что казалось пригодным - тут же пытались запустить в работу. Почему о выделенных полосах именно Сарычев говорил: "не бейте пианиста"... потому что некому было еще делать выделенки. Нет, вы не поймете... СОВСЕМ НЕКОМУ. А делать надо. Ровно также надо было срочно сдирать рекламу (содрали так, что потом долго судились, - мэрия сдирала, рекламщики вешали и т.д.), делать парки, укладывать плитку. Умеешь, не умеешь - не время обсуждать.

Ага! - скажете вы, - Вот ведь, идиоты! - заголосите вы, - Ну чудаки, кто ж гнал, то?! - повысите вы голос, - Нет чтоб сделать по-людски! - крикните вы в догонку. И тем самым выдадите тот факт, что сами ничерта в жизни не делали. Потому что тот, кто 20 лет говорил о том, что надо делать, кому не давали делать... когда ему дают делать, он не обсуждает - он делает. После каждой революции бывают свои дурости, бывают перегибы, а в Москве произошла коммунальная революция. И всем было ясно, что во все документы, что идут наверх, надо было вписывать ВСЕ, что накипело. Потому что завтра могут уже не спросить. И наверху, хотелось быстро - за полгода все сделать. Ну пусть не все, но хотя бы что-то зримо изменить. Потому что не дает население кредит доверия на долго. А без кредита доверия населения делать революцию очень сложно. Пусть, даже и коммунальную.

Так вот, родные мои, кто клал плитку тротуарную? Да кто попало ее клал. Потому она и легла сообразно. А где ты в России найдешь того, кто тебе в таких масштабах ее положит нормально, в те сроки, которые предписывает 94-ФЗ и прочие чудные причуды нашей Родины?.. Ну нарисовали часть полос так, что знаки не развесили, а разметка уже есть, а потом пришел Ликсутов и у него свое мнение, иное чем у Лямова, который там сидел до этого. А часть дорог Департамент строительства вообще отправил в реконструкцию, а ДТиС там выделенки нарисовал только-что. Нет, господа, я понимаю - нельзя так делать! Ужасно! Траты для бюджета, ваши кровные налоги и все такое. Да что проще то - вы бы сделали все лучше - стопудово. А подрядчиками бы у вас были марсиане - они все умеют.

Кстати, про марсиан я почти всерьез - потому что тот же ДТиС, ошалев от первых результатов, понял, что пора бы их приглашать - и пригласил McKinsey & Company. Сейчас вот еще тендер объявил на консалтинг, я ожидаю, что его еще одна группа пришельцев выиграет. Только вот всем этим замечательным пришельцам для локализации своего консалтинга в наших условиях "вечной зимы" тоже не хватает людей. И не Собянин виноват, что у нас были разрушены полностью транспортная наука и транспортной образование... что людей взять тупо негде, что полутрупы вроде меня, в терминальной стадии рака, с образованием инженера-физика, становятся завидными сотрудниками...

У нас все любят видеть в этом происки коррупционеров. Ну или хотя бы "начальника идиота". А я ведь сто раз писал о том, что коррупция это большая, но не главная проблема в нашей стране. Только так думать менее увлекательно, совершенно не увлекательно осознать что в стране одновременно безработица, и жуткий, дикий, ничем не покрытый дефицит квалифицированных кадров. Вы пообщайтесь с нормальным начальником высшего звена - директором завода, или главой муниципалитета. Он вам час сможет рассказывать о том, как ему людей не хватает. Но у него, впрочем, как правило часа времени нет - так что он просто с надеждой поинтересуется сможешь ли ты ему людей посоветовать на ту или иную должность. Почему у нас даже откровенно провалившихся чиновников не увольняют?.. Круговая порука?.. Они чьи-то родственники?.. Да - и такое бывает, и такое обычно на слуху. Но еще чаще бывает, что его тупо заменить не кем - вокруг такое болото, что голова от болотного газа кружится. Впрочем, чего я вам это объясняю - ведь пока вы не станете топ-менеджерами не поверите, а если уже стали - то и так все это знаете.

Так что мы вернемся к нашим тендерам все же. Так вот когда ты объявляешь тендер, под одну тему, да еще с соблюдением нашего идиотского тендерного законодательства, то тебя могут в любой момент тормознуть. Потому что ветер поменялся. Не отказались от плитки, а просто ветер поменялся. Решили на этой улице не делать, делать на соседней. Или решили под давлением общественности делать не монотонную фигню, как делали раньше - а сделать красиво, но через год. Или, чем черт не шутит, осознали что нормального подрядчика на этот конкурс тупо нет - а отдавать работу очередным узбекстроям уже как-то стремно. Тогда берут и отменяют тендер. И не потому что "от плитки отказались". Но на прессу никто это объяснять не выйдет.

Потому что у СМИ иная функция, извините родные мои журналисты, когда вы по одному - это еще куда не шло, но когда по заданию редакции - это целое бедствие. У журналиста гонорар может зависеть от числа перепечаток и просмотров его заметки. И тогда отказ от тендера по плитке становится "отказом от укладки плитки", а демаркировка полос "признанием неудачи эксперимента с полосами". То есть, конечно, будь у ДТиС нормальная пресс-служба, а не как сейчас, они бы это дело умели грамотно купировать, а местами добиться опровержений. Но нормальной пресс-службе надо найти нормальных сотрудников. А то, что у нас беда с нормальными людьми, на должности исполнителей, я уже говорил выше (Кстати, мне нужен нормальный журналист в Самаре!). Поэтому не надо ориентироваться на то, что пишут СМИ, тем более со ссылкой на "информированный источник в мэрии". И на тендеры особенно смотреть не стоит. И то, и то - рабочие процессы, которые понятны только тем, кто варится в этом соку. Со стороны - они вообще порой бредом кажутся, то объявили, то отменили, то снова на то же место объявили...

Просто поймите и зафиксируйте для себя один важный момент - у нас такая страна, в которой все делают так, как скажет начальник. Поэтому смотреть надо не на то, что пишут СМИ, и не на то, какие там тендеры кто проводит. Смотреть надо на то, какого мнения придерживается большой начальник. Так вот - Ликсутов и Михайлов - ЗА выделенные полосы. Они как люди, как специалисты, как чиновники ДТиС, принимающие решения, - за выделенки. Более того, оба умеют часами объяснять, почему выделенки это хорошо. Так что если вы хотите пообсуждать, что выделенки отменяют - начинайте это тогда, когда будут подписаны приказы об увольнении Ликсутова и Михайлова. Просто тупо потому, что эти люди не будут делать то, с чем они не согласны. Не того калибра люди. Аналогично и с плиткой - это инициатива Собянина лично. Так что плитки в Москве не станет, если лично Собянин скажет: "а что-то она мне не нравится, убираем". Или если Путин скажет про Собянина: "а что-то он мне не нравится, убираем". До этого момента может кто угодно, что угодно делать с тендерами, отменять, назначать, привлекать черта лысого подрядчиком - это ничего не значит. Точнее значит, что какой-то исполнитель сменился, или нашли вдруг консалтинговое агентство за границей, которое решило уточнить планы, или еще какая чехарда - но базовые направления на тему "что делать", принимаются не на том уровне и не в таком режиме.

Так что, если хотите выводов... то я легко. Мне на выборах не баллотироваться, и я не сотрудник ДТиС:
1. Да, у нас очень очень очень очень очень отсталая страна, в которой почти напрочь отсутствует важнейший для ее модернизации ресурс - хорошие специалисты. Я понимаю, разговоры политиков о том, что у нас есть ценный человеческий ресурс убаюкивают ваш слух, и даже тешат ваше самолюбие... Но, дорогие мои, хрен там. Пойдите и найдите специалиста, за которого вы будете уверены, как начальник, что он вас до тюрьмы не доведет... тогда поговорим.
2. Да, у нас очень очень очень очень очень отсталая страна - объявляешь тендер на любую финтифлюшку, что сам бы за пять копеек изготовил, а выставляются туда только пара жмотов, которые за это дело просят тысячу рублей и срок изготовления три года. И наоборот, нужна сложная специфическая вещь, про которую знаешь - что ее одна контора в страну поставляет и дорого берет, так вместо нее тендер уходит каким-то рогам и копытам за три копейки, которые завтра, получив задаток, растворяются в тумане оставляя тебе искрометные судебные перспективы. Не верите мне? Артемия Андреевича Лебедева почитайте - почему он свои кружки в Китае производит, а не в России... и осознайте, что он коммерческая структура - имеет такую роскошь, как возможность заказать в Китае - у того, кто точно сделает. Мэрия таких вольностей не имеет.
3. И да, родные, у нас очень очень очень очень отсталая страна - в ней нет ни науки, ни образования. Так что нормы проектирования у нас бережно хранят с 30-х годов, иногда только сдувая с них пыль, чтобы перевыпустить их, иначе расставив знаки препинания. Кстати, за такой перевыпуск просят минимум три миллиона рублей. Это я вам не из головы - это я об одном вполне конкретном СНиПе, героически перевыпущенном за деньги Минрегиона. Поэтому зовешь сюда иностранных консультантов, с нанотехнологиями и лазерами, и очень быстро выясняется, что по нашим ГОСТам лазеры не годятся - нужен навоз. Причем свежий навоз, и никак иначе. А чтобы это дело поправить, нужно нанять десяток проектных институтов, за три миллиона, и самим им стоять диктовать, что в новом СНиПе должно быть написано. А в итоге придут военные, и скажут что новый ГОСТ на трамвайные вагоны не годится, потому что в случае войны из низкопольных трамваев нельзя сделать городские бронепоезда. А у нас такая страна, что без подготовки к войне, здесь даже свадьбу не проведешь.
4. А какой тут народ, мама моя, сыромороженная! Какой тут народ... Про него можно только хорошо, ведь он тебе обязательно напомнит, что ты - зарвавшийся тип - работаешь ради его, народа блага. Так что должен его хвалить. Так что буду хвалить сразу - оптом - народ у нас рачительный: очень любит всех подозревать в коррупции и воровстве. Но зато хозяйственный: сам ворует все что плохо лежит, стоит начать газон делать, и землю завести - так какая-то старушка ее уже в свою тележку для рассады грузит и домов везет. Народ у нас требовательный: очень любит власть строго следует законам. Зато изобретательны: сам найдет любые дыры в законе, лишь бы его не соблюдать. Обалденный народ - всегда чувствуешь его поддержку - стоит за спиной, цепко следит за всем что делаешь, и стоит что не так сделать, тут же поддержит язвительным советом. Не скажешь ведь, что он не участвует - очень трудится: все знает, на любую тему советует не покладая рук. Даже ночью может не спать - сидеть на форуме и советовать. Нельзя говорить, что нам не повезло с народом - не говорят так. Так что я вам крупными буквами скажу: ВАШУ Ж МАТЬ, КАК ЖЕ НАМ, БЛЯТЬ, ПОВЕЗЛО С НАРОДОМ!

Так вот, родные мои, не надо меня спрашивать почему у нас отменяют тендеры. По разным причинам их отменяют. Где-то карманы надо сделать для ГПТ, где-то полоса ЛРТ будет вместо выделенки... где-то еще что-то. А где-то ждут пока МакКинзи пришлет перечень советов, которые ему заказаны были. Всякое бывает. Есть такое китайское проклятье: "Что б вам жить в эпоху перемен". Так вот есть еще более страшное, российское проклятье: "Чтоб вам эти перемены готовить".

Все. Заканчиваю. Кланяюсь... и аккуратно, не поворачиваясь спиной, выхожу. Занавес.
Tags: жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →