?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Почему муниципальный транспорт такой медленный 
21-июн-2012 04:42 pm
стандарт
Многие удивляются: "Вот еду на трамвае, выделенная линия - а он ползет как черепаха!" И правда ползет, а то и хуже черепахи. Неужели пути такие плохие?.. Или почему транспорт по вечерам не дождешься? Все очень забавно. Вообще, как говорится "кто в армии служил, тот в цирке не смеется", так вот "кто транспортом рулил", тот тоже.

Представьте - выделенная линия трамвая, возьмем некий условный маршрут Н, на котором оборот происходит за 130 минут. Положим, что он обслуживается 13 вагонами, 13 часов в сутки (для наглядности, а не для разведения дьвольщины). То есть за рабочий день вагон совершает по нему 13*60/130=6 кругов. Соответственно, сейчас муниципалитет заказывает и контролирует выполнение 6 кругов. Теперь, допустим, нам удалось составить более быстрый график для этого маршрута, выиграв 10 минут на круг. То есть оборот теперь происходит за 120 минут.

13*60/120=6,5 кругов. Таким образом после ускорения маршрута муниципальное предприятие обслуживающее Н, может тем же подвижным составом совершить семь кругов. Люди поедут быстрее, уменьшится давка в салонах, будет больше рейсов но... Но до последнего времени в Самаре, и до сих пор во многих других городах, предприятие получало дотации из бюджета за транспортную работу - за пробег вагонов в километрах. То есть оно из-за увеличения числа кругов начинало требовать у Дептранса дотаций за седьмой круг, так как на него идут расходы по перевозке льготников. Альтернативой было сокращение общего времени работы маршрута, при сохранении шести кругов. Сейчас в Самаре платят адресно - за каждого перевезенного пассажира. Но объем дотаций предприятию на перевозку льготников - величина постоянная, которая вносится в муниципальный бюджет следующего года директивно, еще в прошлом году. А муниципалитет продолжает требовать то число кругов, какое было - так как время работы маршрута прописано в транспортной схеме города.

То есть увеличив число кругов предприятие не получит больше денег за перевозку муниципальных льготников, оно теоретически может получить больше денег только за "платных пассажиров". Еще оно теоретически может получить больше за региональных и федеральных льготников - но только с значительной задержкой, через суды. Например сейчас ТТУ Самары судится за перевозку льготников в 2007 году - можете догадаться насколько за это время обесценились деньги.

Люди "выросшие" в системе дотаций за "транспортную работу", распугавшей тянутыми графиками всех "платных пассажиров", продолжают рулить составлением графиков и сейчас. Их совершенно не интересует конкуренция с маршрутками, "платных пассажиров" они рассматривают, как некое недоразумение, случайно попавшее в салон. Им интересны именно льготики, выплаты за которых - величина постоянная. То есть они могут получить меньше денег или нагоняй, если сорвут сложившуюся исторически систему графиков (потому что дептранс продолжает контролировать выполнение сложившихся исторически "6 кругов") - но они не представляют себе получения большего количества денег за счет "платных пассажиров". Какой им в этих условиях смысл пытаться ускорить транспорт и добавлять себе еще один круг?

На идею конкурировать с маршрутками в ТТУ вполне натурально крутят пальцем у виска, и рассказывают что у ТТУ "свой пассажир", который никуда не денется (и имеют ввиду, безусловно, льготников). А также о том, что "маршрутка столько не перевезет никогда, в любом случае мы были, есть и останемся". То, что трехвагонных трамваев уже нет, а частенько уже приходится расцеплять и двухвагонные они внимания не обращают. Именно они очень радовались отмене проездных билетов - муниципальные льготники, которые ездят с пересадкой, поедут все на том же транспорте, но будут платить дважды. Соответственно можно будет требовать от муниципалитета за каждую поездку дважды начислять компенсацию за льготников (ну хотя бы в теории). А то, что "платные пассажиры" убегут на маршрутки, которые в результате этой системы оплаты не только довезут быстрее, но еще и окажутся дешевле, так кого это волнует?..

Еще сложнее дело обстоит с автобусами, так как они, в большинстве в Самаре имеют односменный режим работы по 12 часов. Сократив такой маршрут автобуса Н на 10 минут, мы гарантированно вынуждены будем сделать только 6 кругов, так как сделать 7 круг не позволит трудовое законодательство (водитель получится будет работать более 12 часов в сутки). Поэтому ускоряя автобусы мы получим сокращение времени их работы без всякий вариантов (а общее время работы - это то, что контролирует дептранс). Из-за этого графики составляются так, что по совершенно пустой улице новенький отличный муниципальный автобус ползет со скоростью черепахи, отдавая "платных пассажиров" маршруткам. По этой же причине - 12 часовая односменка - автобусы дружно становятся на обед практически одновременно. В ТТУ чуть лучше с дефицитом кадров, поэтому там кроме односменок есть двухсменные и разрывные графики работы, которые немного прикрывают "окна".

А теперь, давайте посмотрим на еще более забавную штуку. Не многие догадываются, что графики движения автобусов и троллейбусов в городе никак не согласованы. То есть совсем никак. Нет такого органа, который мог бы хотя бы теоретически их согласовать. ТТУ имеет свою службу движения, а ПАТ имеет свою. А результат этого можно увидеть, например, у Безымянского рынка в Самаре, где работает 6 автобус и 8в троллейбус. Если вы откроете на сайте tosamara.ru расписания движения этих маршрутов, то увидите, что они уходят на обед одновременно! Мешает ли что-либо сдвинуть графики так, чтобы автобус и троллейбус, идущие примерно по одному маршруту, закрывали "окна" в расписании друг друга? Мешает ровно одна вещь - ТТУ и ПАТ друг друга не видят.

Более того, усилиями отдельных товарищей они друг друга не просто не видят - они друг друга практически ненавидят, на определенном звене управления. Оцените перл - в городе два транспортных МПа, занятых наземным транспортом. Они возят пассажиров по всему городу. Каждый из МПов имеет свои диспетчерские пункты. В них все как надо - диспетчера, туалет для водителей и кондукторов, местами даже столовые, ну или хотя бы микроволновки. А теперь оцените - водителей автобусов в туалет на диспетчерской ТТУ не пускают, заводите, мол, свою диспетчерскую - не чего в нашу шастать. Представьте - и там, и там собственник на 100 процентов город. При этом они даже туалеты поделить не могут! Куда им графики делить?!

Есть мнение, что троллейбусы и трамваи - медленный транспорт, что муниципальные автобусы не могут разгоняться из-за своих габаритов... Так вот, родные мои, это бред собачий. Я знаю людей, которые разгоняли до 86 км/час трамвай Татра Т3, я был в Самаре когда на веере СТД представители фирмы АСК налаживали вагоны 71-405, измеряя поведение системы торможения при максимальном разгоне вагона. Трамваи - это очень шустрый транспорт. При одном условии - что ему дают разогнаться графики движения.

Во всем мире, но только не в Самаре, транспортники борются за ускорение транспорта на линии. Чего они только не предпринимают ради этого! Например низкопольный подвижной состав нужен вовсе не ради инвалидов, как принято думать. Он нужен, чтобы экономить 17% времени на посадке/высадке пассажиров. Среднее время стоянки вагона составляет 20 секунд. На 20 маршруте трамвая 62 остановки, и время оборота 2 часа ("А-Б-А"). То есть 21 минуту из 2 часов он просто стоит на остановках. Оборудование его низкопольниками позволило бы сократить время на пять минут. И на западе бы боролись за эти пять минут, потому что это позволило бы снять с линии один вагон, сохранив прежний объем перевозок. Ибо для перевозки того же числа пассажиров требовалось бы меньше подвижного состава. Предприятие бы экономило на ФОТ и тяге, а также ремонте этого одного вагона. Но это на Западе - это где угодно, но только не в Самаре, где графики 20 маршрута без всякого низкопольного подвижного состава можно ускорить на 12 минут хоть завтра!

Почему в Самаре не ставят автоматические стрелки на трамвайных путях?.. В ответ на это вас спросят в ТТУ: "А зачем?" Потому что поставив стрелки, график движения никто менять не станет - предприятию совершенно не интересно ускорять движение вагонов, ведь им платят дотации вполне определенного размера. Аналогично не интересно ездить вечером - льготников проще перевезти днем, на больших потоках, обосновав дотации, а вечерние рейсы можно начинать "косить" - выплаты от них не зависят, а затраты на них идут.

Не менее любопытно и "стояние в ДТП". Не секрет, что ДТП с общественным транспортом дело относительно редкое. А вот частое дело - это стояние трамваев и троллейбусов из-за ДТП стороннего транспорта в габарите их путей. Казалось бы - острейшая проблема для ТТУ, наверное оно должно ее решать не покладая рук круглые сутки? Но нет, господа, зачем что-то менять, если и так люди ездят? "Платные пассажиры" и так убежали на маршрутки, ведь они не могут быть уверены, что трамвай их довезет - может встать из-за ДТП где угодно. Руководство ТТУ в связи с этим предприняло максимум усилий, чтобы "платный пассажир" больше никогда не сел в муниципальный транспорт. Ведь если ломается маршрутка - деньги водитель всем возвращает на месте, а если трамвай встал из-за ДТП, то деньги вернуть тоже можно... написать заявление, отвезти его в дирекцию ТТУ вместе с билетом, выданным кондуктором, подождать пока его рассмотрят, и приехать снова в ТТУ, чтобы получить в кассе компенсацию. То есть надо дважды смотаться в ТТУ (четыре поездки), чтобы получить деньги за одну "сорванную" поездку. Естественно, "платный пассажир" в трамвай не сядет, а если и сядет, то деньги за срыв поездки не получит. А льготный уже "пробил" карточку - дотация за него в любом случае поступит предприятию. Ну и зачем в таких условиях бороться с проблемой ДТП?..

Самое интересное, что еще в прошлом году я предлагал ТТУ вариант решения этой проблемы. Неравнодушные люди помогли даже с судебной практикой по данному вопросу, его удалось обсудить с представителями арбитража, помог в понимании организации системы даже бывший начальник самарского ГИБДД, а ныне сотрудник Администрации города И.А.Рудаков! То есть придумали схему, с привлечением аварийных комиссаров, которая в условиях Самары точно будет работать, и по которой суды будут взыскивать с автовладельцев деньги за простой линии (что достаточно быстро побудит их не стоять и ждать ГИБДД из-за грошовых выплат по ОСАГО). Как вы думаете, ТТУ заинтересовалось?.. Нет - чего тут интересного, денежки за льготников капают и так!

Итого, что же мы имеем? Мы имеем систему в которой ускорять маршруты предприятиям не выгодно. Реагировать на ДТП на путях, конечно можно бы, но без особого интереса. А увязать графики между двумя транспортными предприятиями и вовсе невозможно. Шикарная система, правда?.. Когда появляется такая система, у нее обязательно есть хранители, которые сделают что угодно, пойдут на любой степени абсурд, лишь бы ее сохранить. В Самаре, естественно, у этой системы тоже есть архитекторы и вдохновители. Главный из них - Заместитель директора ТТУ по эксплуатации Сергей Шипилов. В его подчинении находится Служба движения, именно его стараниями любые изменения этой системы херятся на корню.

Что же делать? Как же быть? А быть очень просто - функции заказчика должны уйти от перевозчиков к Транспортному оператору Самары. Уйти они должны вместе с диспетчерскими пунктами и контролем за выполненной транспортной работой. Потому что сейчас, по сути, ТТУ и ПАТ сами себе заказывают объем перевозок, с учетом бюджетного финансирования, сами составляют графики, сами их и контролируют. А как показывает история с 20 троллейбусным маршрутов, они и маршрутную сеть сами себе сочиняют - не зависимо от того, насколько это нужно или не нужно городу.

Карфаген должен быть разрушен, диспетчерские должны уйти на баланс ПТСа, а двери туалетов должны распахнуться перед всеми водителями и кондукторами, не зависимо от того, чей это был диспетчерский пункт (на договорной основе между предприятиями и ПТСом). Причем в эту систему должны войти и коммерческие перевозчики - нечего кусты портить. Графики должны составлять сотрудники ПТСа в специализированном программном обеспечении, которое в природе и существует, и на ура используется в той же Москве. Причем составлять его надо в увязке между видами транспорта, а не в "слепом режиме". ПТС должен самостоятельно контролировать выполняемость графиков как по диспетчерским пунктам, так и по ГЛОНАСС. Он же, выполняя функции центральной диспетчерской, должен реагировать на ДТП, вызывать аварийных комиссаров, вести судебные тяжбы от имени транспортных предприятий города. А предприятия должны получать средства за выполненную транспортную работу по перевозке всех пассажиров, а не только льготников. Для этого ПТС должен составлять методику оценки транспортной работы, с учетом не только пробега или выручки, но и степени выполнения расписаний, полноты маршрута, оценки простоя линий и так далее. Но для создания этой новой системы нужно начать с того, чтобы исключить из принятия решений старых архитекторов, создавших тот бред, который творится сейчас.
Комментарии 
21-июн-2012 01:04 pm
У нас в Тюмени наоборот сделали - пустили льготников в маршрутки. Настал ахтунг и пиздец.
22-июн-2012 02:55 am
А как учет ведут? Карточную систему сделали?
21-июн-2012 01:22 pm
Предлагаю закрыть нахрен весь муниципальный транспорт! В топку его нахрен!!!!
И газельками обойдемся!
21-июн-2012 07:14 pm
в настоящее время на гезельки приходится лишь 15% перевозок и то газельки на всех углах (может быть конечно цифры неверные), представь если количество газелек вырастет в 6 раз? Будет нескончаемая пробка из газелек. Да и кто будет перевозить льготников?
21-июн-2012 01:30 pm
Я уже как-то писал, что в Москве в "Мосгортрансе" водителям запрещено ездить со скоростью больше 50 км/час. В результате бывает так, что автобус ползёт по пустой дороге с разрешённой скоростью 80 или 100 км/час и даже в расписание не укладывается. Вот уже маразм!
21-июн-2012 01:58 pm
Автобус №902 по выделенке иногда и под 90 шпарит.
21-июн-2012 01:56 pm
1) Есть ли в Самаре проблема выезда машин на перекрёсток перед трамваями? И как с ними можно бороться?
2) Есть ли в Самаре выделенные автобусные полосы, которые постоянно занимают машины и как эти полосы можно освободить для общественного транспорта?
21-июн-2012 04:40 pm
1, 2) И то, и то надо контролировать камерами - ничего лучшего не придумать. Причем камеры для контроля состояния перекрестков уже тестируются, а для контроля выделенки уже существуют.
21-июн-2012 02:09 pm
>> То есть надо дважды смотаться в ТТУ (четыре поездки), чтобы получить деньги за одну "сорванную" поездку.

Бумажное письмо, отказ\молчание, исковое в суд и за max 30р поездки ТТУ получит +3-5к (не знаю какие расценки юристов в Самаре, в Москве это было бы 5-10к) расходов на представителя + рублей 100 за почту + моральный вред.
21-июн-2012 04:41 pm
ТТУ не будет молчать - оно скажет "приезжайте в кассу и забирайте свои 15 рублей"... мягко говоря не лучший вариант для пассажира. А так схема с представителем хорошая и рабочая.
21-июн-2012 02:50 pm
Особенно в разрезе всей этой кухни меня забавляют вопли т.н. транспортных фанатов про то, что частный ОТ - несомненное зло, и весь ОТ должен быть государственным/муниципальным, ибо нельзя во главу угла в этом вопросе ставить деньги, а надобно - интересы пассажиров.
21-июн-2012 04:42 pm
ГПТ должен работать по муниципальному заказу, а кто собственник вопрос десятый... То есть важнее, чтобы работа транспортного оператора - вот он обязательно с контрольной долей муниципалитета - была поставлена грамотно.
21-июн-2012 03:02 pm
Спасибо большое.
21-июн-2012 03:22 pm
тогда получается единственные из ТТУ, кто заинтересован в платных пассажирах это кондуктора?
меня просто сильно бесит ситуация, когда я еду с Прогресса на 13 трамвае. кондуктора в открытую просят водителей ехать как можно медленнее, чтобы те успели собрать всю мелочь с пассажиров, ибо многие едут до Хлебозавода. людям кушать тоже хочется, понятно.
но весь этот кипишь происходит в одном единственном вагоне, где каждый второй стоит на ноге каждого третьего, а тут еще со скоростью звука носится по вагону тетя с дикими воплями, требуя оплаты проезда. к тому же манера ведения вагона у водителей хромает катастрофически. их учат вообще?
зла не хватает, поэтому все чаще предпочитаю дойти до Юнгородка и ехать на метро, пусть потом еще 15-20 минут пешком, зато нервы в порядке.
21-июн-2012 04:44 pm
Водителям не сладко... с учетом того, как у нас вежливы водители индивидуального транспорта. Подрезать трамвай - как нечего делать... поэтому ритм зачастую получается странный. На обособленном полотне на переезды лезут игнорируя трамвай.

А так да.. в существующей системе приоритеты и мотивация расставлены из рук вон плохо.
21-июн-2012 05:03 pm
Да читаешь ваши статьи и понимаешь насколько консервативна Самара,а вроде большой город.Наши трамвайщики дошли до того,что теперь водилы будут,как аварийные коммисары дтп оформлять,тролейбусникам проще они "самоходные" Мегаполисы набрали,да только все равно им с немцами за пассажиров слабо тягаться.Боюсь что Самара пойдет по пути Ульяновска-тотальной чмо-газелизацией.ОТ Ульяновска-самый ужасный из того что я видел,ездя по поволжью.
2-июл-2012 02:37 pm
Тотальная чмо-газелизация уже состоялась - если на дорогах место еще можно найти, то на остановках - уже нет.
21-июн-2012 08:51 pm
пичалька
22-июн-2012 02:11 am
Ухты, крутой пост
22-июн-2012 04:27 am
Ты еще не сказал про тупую равномерность расписания.
Что в час пик на пути в город в пробки, что обратно по чистой дороге, что в выходные - нормативное время одинаковое.

Кстати, длинная статистика у нас готова в привязке к сегментам дороги.
Оттуда можно грамотно расписание строить...
22-июн-2012 05:48 am
Последний абзац, похоже, вдохновлен каким-то научно-фантастическим романом :)

Если госперевозчики даже графики согласовать не могут, то с какой стати они все вдруг отдадут коммерческим перевозчикам? А если и отдадут вдруг - с какой стати коммерческие перевозчики станут все эти сложные вещи делать? Вы видели, чтобы маршрутки и бомбилы согласовывли графики и занимались модернизацией своих пепелацев?

Это Россия. Тут инновации и модернизации нерентабельны: сегдня и на "Булгарии" поплаваем, а завтра хоть потоп.
Хотя бы потому что если что-то делать очень хорошо и с душой, то очень велик шанс, что у тебя это очень быстро отберут.

Edited at 2012-06-22 05:52 (UTC)
22-июн-2012 05:55 am
Вот оно как получается.
22-июн-2012 06:03 am - ГУП Башавтотранс и проблема общественного транспорта
Обращение по транспортной проблеме в Уфе
http://lchanysheva.livejournal.com/2012/06/21/

А о работе городского автобусного парка тут
http://ufa.rabota.ru/v3_forumMessageList.html?tid=635656
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded апр 24 2019, 11:02 am GMT.