Буслов Антон (mymaster) wrote,
Буслов Антон
mymaster

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Зачем Самаре менять оператора транспортной карты

Некоторое время назад я постарался объяснить из чего складывается стоимость проезда в городском транспорте, на примере Самары. Там, напомню, с 1 июля цена проезда увеличивается с 15 до 18 рублей - в случае оплаты наличными кондуктору. А вот по транспортной карте стоимость проезда составит 15 рублей - для граждан, и 8 рублей - для студентов и школьников.

На той же пресс-конференции, на которой Глава Самары Д.И.Азаров объявил о грядущем повышении стоимости проезда, он сказал и о перспективе смены оператора транспортной карты. Подробней эту тему развил в своем недавнем выступлении руководитель Дептранса Д.Н.Полулях. Однако в этой теме осталась масса вопросов - зачем менять систему? Во что это обойдется... что даст пассажирам и транспортникам. И где, черт возьми, обещанные "сезонки"?! Так что я попробую рассказать о том, как можно экономить на системе оплаты проезда и
попробую ответить на некоторые из вопросов.

Начнем с того, что есть сейчас - в Самаре уже действует электронная система оплаты проезда "Транспортная карта", оператором которой является... нет - не муниципалитет: ООО "Самарская карта". И, опять же, нет - муниципалитет в ее работе никакого участия не принимает. Зато с каждой транзакции по транспортным картам эта контора забирает 6% от суммы платежа "за обслуживание системы". Кроме того, средства собранные с пассажиров не поступают тут же на счета перевозчиков, как можно было бы подумать, они попадают туда только по итогам месяца работы - а до этого находятся на счетах данного ООО. Там же находятся все средства, внесенные пассажирами на счета своих карт. Именно на таких условиях прошлая администрация города заключила договор с компанией "Самарская карта", внедрившей систему платежей "Золотая корона". Я бы сказал, что в таких условиях не удивительны публикации в прессе, говорящие о личной заинтересованности отдельных руководителей прошлой администрации города в такой системе...

Но это не все - основа системы электронных платежей, это уход от кондукторной системы сбора оплаты. Содержание огромного штата кондукторов обходится очень дорого, кроме того в последнее время становится все сложнее найти людей, желающий поработать кондуктором. Поэтому там наблюдается текучка кадров, сопровождающаяся всевозможными ухищрениями и воровством. Есть такая оценка, что кондукторы теми или иными способами разворовывают до 10% от выручки, проходящей в наличной форме (это и использование поддельных рулонов билетов - было время, когда предприимчивые товарищи торговали такими рулонами прямо в парках, это и повторное использование билетов, выброшенных пассажирами, и предложения проехать за полцены тем, кто едет не далеко). Как метко сказал мне однажды директор одного из электротранспортных депо Самары: "кондукторы просто прожирают предприятие".

Была и еще одна задача - система должна стать действительно удобной для пользования. "Самарская карта" с небольшим числом офисов пополнения, работающих по не очень удобному графику откровенно бесила пассажиров. Пополнить баланс карты было проблемой, а это снижало привлекательность ее использования. Кроме того на старой технической основе принципиально невозможно было организовать "европейскую" систему оплаты - с оплатой за время поездки, а не факт посадки пассажира в салон... Кроме того система действующая по таким грабительским принципам, как я описал выше, была совершенно не интересна коммерческим перевозчикам. В нее в итоге "загнали" только муниципальные предприятия.

Поэтому одним из первых пунктов "Стратегии развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы" была смена оператора системы оплаты проезда. Надо было только грамотно выбрать момент такого перехода, чтобы он прошел с минимальными затратами, подготовиться, как технически, так и организационно. Такой момент настал в этом году: аппаратура поставленная в Самару "Золотой короной" выработала свой ресурс, и даже старая система требовала замены всего парка терминалов. К этому моменту Администрация серьезно подготовилась, проработав возможные альтернативы системе. Далее были очень сложные переговоры - по понятным причинам ООО "Самарская карта" не горело желанием освободить занятую нишу. А ведь переход на новую систему надо было сделать ко всему прочему безболезненным для пассажиров и транспортных предприятий! Кроме того надо было найти способы минимизировать нагрузку на бюджет от внедрения системы, в то же время зафиксировав меры по контролю за ней со стороны муниципалитета.

Поэтому вполне естественно, что все работы по этой теме шли не просто, и до последнего момента никак не "засвечивались" муниципалитетом. Но теперь уже официально объявлено, что с 1 августа новая система приступит к полноценной работе. И я не раскрою никакой тайны, если скажу, что техническая реализация новой системы оплаты построена на технологии, хорошо зарекомендовавшей себя в Екатеринбурге, Пензе, Инвановской области и ряде других регионов. Что касается организационной реализации - то уже сказано, что оператором новой системы будет самарская организация. Принципиально, что в работе новой системы сбора оплаты проезда примут участие не только муниципальные, но и коммерческие перевозчики.

Что можно сказать о системе? Первый важный момент - и для поездки по карте, и для поездки за начиные теперь будет требоваться терминал оплаты: в первом случае пассажир приложит к нему свою карту, во втором - свою карту приложит кондуктор. Билет в обоих случаях будет одного образца - чек, с указанием всех параметров поездки, в том числе времени посадки в салон и (как перспектива для перехода на "европейскую системы") времени окончания поездки. Как вы понимаете, это приведет к учету в единой системе платежей всех платежей, и позволит в дальнейшем исключить посредника в лице кондуктора. Те - у кого есть карты (а их число будет активно расти из-за внедрения удобных форм проездных билетов) и сами смогут приложить их, напечатав билет, а те, кто продолжит ездить за наличку сможет оплатить проезд водителю, который приложит к терминалу свою карту, зафиксировав тем самым поездку. То есть новая система есть средство борьбы с воровством кондукторов, а также первый шаг к внедрению бескондукторной системы. По сути такая система позволит за счет экономии на ФОТе дольше сдерживать рост тарифов на общественном транспорте.

Внедряемая система читает все типы бесконтактных карт, в том числе карты "Золотой короны". Кроме того терминалы поддерживают системы NFC - то есть после проведения переговоров с операторами сотовой связи оплатить проезд можно будет со счета сотового телефона, просто приложив его к терминалу оплаты (внедрено в Ебурге с Мегафоном). Те, у кого телефон не поддерживает NFC, смогут получить соответствующий чип-наклейку, и телефон станет работать как бесконтактное устройство. Аналогично можно будет платить банковскими картами (внедрено в Чувашии со Сбербанком). Однако, замечу, что в части банковских карт и телефона - это пока перспектива - нужно провести соответствующие переговоры с банками и сотовыми операторами. Чтение старых карт нужно для безболезненного перехода на новую систему - дабы пассажирам не пришлось ничего менять и вообще задумываться о смене оператора.

В рамках новой системы, так как предприятия будут получать средства за приобретенные долгосрочные проездные билеты своевременно (1-2 дня), наконец-то становится выгодно для транспортников вводить проездные билеты для граждан. Ранее внедрение проездного было бы выгодно "Самарской карте", на чьи счета поступили бы деньги от продажи проездных.

Таким образом система внедряется для повышения экономической эффективности работы транспортной системы, для возвращения финансовых потоков от реализации билетов транспортным предприятиям, борьбы с воровством. Кроме того она постепенно даст пассажирам новые возможности по методам оплаты проезда (банковские карты, телефон и пр.), на ней будут реализованы новые формы оплаты - в том числе "сезонки" на разный срок действия. Система в перспективе позволит отказаться от кондукторов и перейти к "европейской" системе оплаты проезда. Включение в систему коммерческих перевозчиков, вместе с внедрением "сезонок" даст стимул активному расширению числа пользователей системы, а значит сделает выгодным массовое внедрение автоматизированных терминалов для пополнения карт.
Tags: Самара, жизнь, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →