?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Идеальная остановка 
8-апр-2012 09:34 pm
стандарт
В Самаре имеется 1334 городских остановки общественного транспорта. Они достаточно разные по проходящему через них пассажиропотоку, они очень разные по состоянию. Более того, они находятся на балансе разных организаций, у которых могут оказаться совершенно разные представления о том, какой же должна быть остановка. Но я заметил, что тут у многих людей есть свои предложения и замечания по остановкам общественного транспорта. Так давайте решим: какая она - идеальная остановка? :)

Я буду говорить опираться на документ, о котором уже рассказывал: Концепции организации информационного обеспечения работы транспорта в г.о. Самара, она являлась развитием идей о Новом подходе к информированию пассажиров, внесенном в Стратегию развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы. Давайте дополним, покритикуем...

Остановка выполняет несколько функций: во-первых, на ней должно быть комфортно ожидать транспорт; во-вторых, она является логичным местом предоставления информации о работе транспорта; в-третьих, она является местом сосредоточения городской жизни, местом где люди встречаются, общаются, проводят время; в-четвертых, остановка это элемент городской архитектуры, во многом формирующая восприятие его улиц; в-пятых, летом там спят бомжи

Вот и рассмотрим последовательно. Вопрос не простой, вот, например, Студия Артемия Лебедева, разрабатывала вопрос об остановках дважды. Сперва для Симсититранса, потом для города Перми. Что хорошо у tema, так это то, что он описывает процесс создания конечного продукта - можно проследить его и выбрать что-то ценное. Бесценного, то есть бесполезного, у него тоже хватает.


Пермская остановка.

Первое, что хорошо - это мысль о масштабируемости остановочных павильонов, потому что на остановках с большим потоком нужно много места, на тех, где он маленький места надо меньше и нечего переводить материалы. Хорошая мысль о том, что остановка - по крайней мере крупная, должна освещаться. Мы тут уже говорили, что освещаться должны все пешеходные пространства - логично, что для остановки это также важно. Правда освещение только павильона мне кажется странным - люди то стоят и вокруг него обычно. Даже чаще они стоят вне павильона - так что с освещением надо все делать не так :)


Остановка Симсититранс.

На остановке нужна длинная деревянная скамейка, такая чтобы на ней было удобно сидеть в любое время года. Сиденье надо делать наборным, из отдельных деревянных брусов. Во-первых, мы все таки на улице, тут могут быть разные условия в плане заметания снега на это сиденье, во-вторых, это банально дешевле чем сплошной деревянный брус. Почему деревянный думаю ясно - низкая теплопроводность, так что зимой не так холодно, летом не так жарко.

Крыша должна с одной стороны защищать от дождя и снега, с другой стороны создавать летом тень, с третей - свет все же пропускать, чтобы не делать остановку темной в дневное время. В этом смысле мне кажется остановка "Симсититранса" более практичной. На ней крыша округлая, и все удачно стекает, ссыпается на землю. Не даром именно по такому пути пошли многие производители остановок.

Еще я бы добавил на остановку крючки для сумок. У нас почему-то принято, что люди любят ставить сумку на скамейку, занимая место. Поэтому пусть уж лучше будет ряд крючков, на которые сумки можно будет повесить. На остановке, очевидно, нужен рекламный щит - потому что содержать остановку надо за какие-то деньги, которые откуда-то надо взять. С другой стороны остановка не должна продуваться всеми ветрами - поэтому со стороны хода автобуса она должна быть защищена, но уже прозрачной стенкой. Остановки за рубежом делают порой так, что стеклянная стена ограждает остановку от дороги, то есть остановка стоит как бы наоборот к тому, что делается у нас. Но боюсь не поймут...

Было еще интересное предложение в свое время в ЖЖ все того же Лебедева, ставить остановку не параллельно дороге, а под углом. Чтобы стоящим в павильоне людям было удобней смотреть на приближающийся к ней поток.

На остановке нужна урна. На остановке нужен запираемый щит для представления информации - например карты движения маршрутов. Нужно место для размещения электронного табло о времени прибытия транспорта. На западе сейчас в комплект часто добавляют велопарковку. В качестве прочих атрибутов - на крупных остановках автомат по продаже билетов/электронных платежей. Еще одна важная штука, которую всегда забывают - остановка должна быть четко размечена, в частности на ней должно быть сразу ясно где место остановки что называется первой двери вагона. Я считаю, что на остановке должно быть место для размещения расписания движения. Электронное табло выдает только ближайшие рейсы - а нам надо знать расписание и на сегодня, и на воскресенье.

На остановке нужна карта города, с нанесенными на нее маршрутами общественного транспорта. На козырьке спереди - название остановки и направления движения. Дублирование информации на английском. Далее, надо наносить QR-код остановки, который будет автоматически перебрасывать на ее страницу на сайте Транспортного оператора Самары, чтобы каждый мог посмотреть время прибытия транспорта, если на остановке нет электронного табло. Мне кажется, что в плане информации - этого всего тоже вполне достаточно.

Что касается остановки, как места протекания жизни.. То тут с одной стороны удобная скамейка, с другой стороны подсветка. Мне кажется, что подсветка должна осуществляться со специального столба, который был бы установлен рядом с остановкой и направленно светил на нее. Мы же специально заложили прозрачную крышу, чтобы она пропускала свет. Так что освещение в павильоне не нужно - нужно освещать и его, и окружающее пространство. Просто надо понять, что обычных фонарей, освещающих проезжую часть тут не достаточно. Мне вот такого типа светодиодные фонари нравятся, может сразу с солнечными батарейками и брать - не уверен правда, есть ли в этом смысл в условиях города.



Надо добавить, что у нас остановки часто включают еще и торговую точку. Это и вредно, и полезно. Почему вредно - потому что в торговых точках продают все подряд, например сигареты. В результате автомобилисты останавливаются на остановках, чтобы купить курево и блокируют работу транспорта. С другой стороны в этих киосках можно пополнять и продавать транспортные карты, или карту маршрутов транспорта - это уже бонус. Но у нас на то и электронные карты, чтобы пополнять их могла автоматика... То есть для торговых точек надо искать такой формат, при котором они не будут привлекать автомобилистов.

Торговая точка должна стыковаться с остановкой со стороны рекламного щита. Он при этом остается, и кстати, тоже подсвечивает внутренее пространство остановки. Вот вид киосков должен быть унифицирован с остановкой. Что там можно продавать? Что-то не пользуешься огромным спросом... газеты например. Можно, наверное, торговать всяким мороженым и прохладительными напитками. Чем точно нельзя так это сигаретами.

Поскольку остановки, это атрибут любой крупной улицы города, то они должны уместно вписываться в облик города, служа его символами. То есть это должен быть безусловно отдельный авторский проект остановки для города. Надо полагать совместный с проектом типовых павильонов для розничной торговли. Стиль не должен быть слишком вычурным или броским, потому что остановки будут размещены и в историческом центре и в жилых районах.

Я попытался найти что-то близкое к искомой идеальной остановке. Умучался - не нашел, хотя, как оказалось, остановка практически любимый жанр дизайнеров. Тогда я стал ее рисовать в меру талантов. Оказалось, что моих талантов для того, чтобы запечатлеть идеал маловато. В результате решил пойти по пути критики. Привести наиболее характерные примеры, и сказать, что в них хорошо, а что плохо.

Вариант Раз.


Хорошо: прозрачная округлая крыша; правильные боковые стенки (рекламный щит и прозрачная полная стенка); такая остановка легко масштабируется.
Плохо: нет козырька спереди, на котором можно написать название остановки, направление движения и пр.; короткая и узкая скамейка без спинки; нет запираемого щита для размещения информации; нет крючков для сумок; нет места для табло

Вариант Два.


Хорошо: длинная скамейка (хотя и не очень ясно из чего сделанная); освещение остановки (хотя оно само не хорошее); козырек с информацией спереди; разделение бокового стекла справа на два сегмента (дешевле менять если разобьют); есть информационный щит (правда он вставлен вместо рекламного щита); легко масштабируется;
Плохо: нет крючков для сумок; нет рекламного щита, а значит и денег на эксплуатацию; освещается только сама остановка, причем так что трудно сделать электробезопасное освещение из-за попадания влаги под крышу остановки; плоская крыша; нет места для табло

Вариант Три.


Хорошо: есть киоск (но нелепый до ужаса); есть урна (но нелепая до ужаса); освещение остановки вынесенное из павильона; длинная лавка
Плохо: киоск не стыкован с остановкой; металлическая лавка; нет места для размещения информации; нет рекламного щита; нет крючков для сумок; слишком пологая крыша; нет места для табло

Вариант Четыре (не нашлось более иллюстративного варианта).


Тут я не о павильоне, его почти и не видно. Тут я про шикарный красный "короб", около головы трамвая. Это верный указатель остановки в Праге, аналогичные есть и в других городах Восточной Европы. На нем указан сверху тип остановки, ниже - номера транспорта на ней, далее обычно идет информация об изменениях маршрута (наклейка), ниже запираемый стенд с расписанием всех проходящих маршрутов, черное внизу - урна.

Однако, в силу прогрессивности нашей остановки я предлагаю делать "короб" с размещением информации сверху вниз: знак остановки по ГОСТу, QR-код/логотип транспортного оператора (с разных сторон), перечень проходящих маршрутов, электронное табло о времени прибытия, запираемый стенд с расписаниями, урна.

Так. Настало время сделать описание нашей полноценной остановки - базисного ее варианта.

У дороги стоит яркий "короб", обозначающий собой место остановки первого вагона. Он же служит тому, чтобы автомобилисты видили, что здесь находится остановка ОТ и не парковались, как того требуют ПДД. Для этого служит знак "Остановка маршрутного транспорта", расположенный сверху. Ниже QR-код, для быстрого перехода на сайт остановки и логотип Транспортного оператора, выделяющий Самару. Потом наклейка со списком маршрутов, по видам транспорта, проходящих через остановку, еще ниже - электронное табло с тремя строками для информации о маршрутах и бегущей строкой для информации о авариях на линии, ниже на уровне глаз - запираемый стенд, для размещения набора расписаний для всех маршрутов, снизу - урна. Причем всем прочим урнам лично я бы предпочел "французскую".


Пример "французской" урны - суть в целлофановом пакете, вставляемом в зажим.

На удалении от "короба", под небольшим углом к проезжей части стоит комплекс остановки: киоск и остановочный павильон. Они выполнены в едином стиле, в киоске торгуют исключительно мороженым. На нем спереди закреплен автомат для приема электронных платежей. Кстати, киоск можно вообще заменить набором автоматов по продаже напитков, печенюшек, кофе - так сделано в Калининграде (сам смотрел дого и удивлялся).


Пример киоска с интегрированной системой приема платежей.

Он соединен с остановкой, на его стенке размещен рекламный щит. Щит светится и освещает внутреннее пространство остановки. Сама она металлическая, с остеклением с двух сторон (задняя стенка и правый борт). Остекление задней стенки делится на три секции. В первой размещен запираемый щит для размещения карты города, с нанесенными маршрутами транспорта. Под ним - планка с крючками для подвешивания сумок. Под второй и третьей размещена деревянная скамейка, со спинкой (если это крупная остановка - то есть еще и четвертая секция). Спереди остановки на козырьке нанесено ее название и указаны направления движения. Вся информация идет и на кириллице и на латинице. Потолок остановки выполнен из прозрачного изогнутого пластика.

Рядом с павильоном стоит столб, на котором установлен светильник, направленно освещающий остановочный павильон и место перед ним. Рядом с ним установлено крепление для велосипедов.

Это, естественно, описание крупной остановки - она дорогая. Чего не будет на средней? Киоска, велопарковки, павильон будет коротким. Не будет электронного табло о времени прибытия транспорта - вместо него секция для наклейки объявлений Транспортным оператором.

Маленькая остановка - "короб" без табло, возможно даже без урны. Скамейка баз павильона. Отсутствие столба освещения.

То есть все сугубо модульное, выбирается под тот формат, который нужен в конкретном месте.

Есть обладающие талантом суметь нарисовать идеальную остановку? Тогда бы можно было начать продвигать идею ее установки на новом уровне.
Комментарии 
8-апр-2012 05:48 pm
Есть еще одно дополнение, хотя и толком не осознанное и непонятое еще никем. https://picasaweb.google.com/E233renmei/Yaroslavl#5653649672922746498

В Ярославле банкоматы Сбербанка не ставят под открытым небом, а часто размещают на остановках в маленьких павильонах с кондиционерами и прозрачными стенами с фасада и стороны, откуда можно видеть подъезжающий транспорт. Фактически это закрытый остановочный павильон, куда можно спрятаться в случае жары, ветра, холода и дождя. Внутри просторно, не хватает только лавки. Малолетние поганцы и бомжи внутрь не попадут ― вход только по банковской карточке, которая есть почти у всех остальных. Ну и внутри есть камера для пущей безопасности. Идею можно и нужно развивать (сейчас не уверен, что даже в самом Сбербанке согласятся с таким использованием).
8-апр-2012 05:56 pm
Вместо киоска очень даже неплохо.
8-апр-2012 06:42 pm
В киоске продаётся то, что приносит максимальную прибыль владельцу. У него же аренда, зарплата продавцу и т.д. Сигареты, пиво это то что часто и массово покупают. Газеты или мороженое - гораздо менее выгодны. Как заставить хозяина киоска работать себе в убыток?
А в целом правильные мысли, хотя и в общем то совершенно очевидные.
А QR-код как мне кажется совершенная экзотика для нас и не востребован будет совершенно.
8-апр-2012 06:47 pm
Почему сразу в убыток? У нас есть киоски роспечати на остановках - пусть они будут в стандарт встроены. Прочие киоски просто уйдут. Да у нас не будет остановок заставленных в три ряда ларьками - и что в этом плохого?

В Самаре QR - это фенечка. Уже выпущены мобильные приложения и сайт, чтобы распознавая куары переходить на страницы остановок. Есть проект куарами облепить все здания, чтобы сделать "электронный город". Так что это колорит :)
8-апр-2012 07:01 pm
Насколько я вижу, все киоски встроенные в остановке - в аренде. Следовательно хозяину нужно её отбивать как минимум, да и в плюс что-то зарабатывать. Вот ассортимент соответствующий, везде стандартный, как я и описал. Иной вариант возможен если торговлей будет заниматься сама транспортная компания, владелец остановок, тогда уже возможен и другой вариант ассортимента, и как там и что будет окупаться или нет - внутреннее дело компании, точнее её политики.
Мне тоже не нравятся современные ларьки на остановках кстати, убого весьма, грязно и привлекает паркующихся не к месту водителей, пьяных покупателей, особенно по вечерам, в этом я с вами согласен совершенно.

Edited at 2012-04-08 19:02 (UTC)
8-апр-2012 07:09 pm
в киосках роспечати из под полы торгуют фанфуриками с настойкой и сигаретами
9-апр-2012 10:06 am
QR-кодом закодированы просто URLы, или специальный код для специальной программы?
9-апр-2012 10:14 am
URL для мобильной версии сайта. Мобильные приложения под айос, андроид и блэкберри берут данные о местоположении по GPS, и сами находят ближайшую остановку.
8-апр-2012 07:08 pm
иллюстрация к Праге, продвинутый столб
8-апр-2012 07:09 pm
Господи! Что ж так убого то реализовали :)
8-апр-2012 07:15 pm
когда я вчера увидел этот информационный столб, то подумал, может и у нас использовать ЖК панели, а не светодиодные? у ЖК больше возможностей для отображения.
Интересна разница в цене, можешь напомнить во сколько обойдутся те, которые планируется устанавливать в Самаре?
8-апр-2012 07:18 pm
Сейчас есть предложение за 30 тр всего лишь. ЖК будет дороже... там сложнее гораздо система управления.
8-апр-2012 07:35 pm
я конечно не знаю настоящих цен, но 30т.р. не поражающая сумма и кажется нормальной

что удивило в Праге, так это то, что когда придет трамвай можно узнать и без табло, по точному расписанию на этих самых столбах
8-апр-2012 08:57 pm
К слову, сейчас в Перми делаем табло позволяющее уменьшить в 2 раза количество диодов. Цена соответственно, тоже ниже. Читаемость текстов та же.
9-апр-2012 04:45 am
Ну у нас табло мигать будет с интервалом 15 секунд. То есть вывод 6 единиц ПС на трех стройках. Соответственно тоже экономия половины диодов.
9-апр-2012 10:16 pm
эти интервалы мигания к нашему проекту не имеют отношения, у нас физически их меньше на той же площади при той же высоте и ширине, правда это возможно только для бегущей строки
10-апр-2012 05:39 am
ИМХО бегущая строка в навигации всегда плохо - нужно слишком много напряжения, чтобы прочесть.
10-апр-2012 05:17 pm
согласен, однако есть случаи (ограничение места или бюджета) когда это хороший выход. наш же вариант удешевляет значительно - на 4 строчечном табло качество 8 строчечного. при этом размер может быть как у 8-строчечного. а цена меньше
8-апр-2012 07:55 pm
Всё-таки округлая крыша - это не самый лучший вариант в том плане, что в оттепель всё то, что накопилось на остановке (а в холодное время оно там накопится), будет литься за шиворот пассажирам...
8-апр-2012 07:56 pm
Это как?.. Я то думал что оно будет стекать сзади остановки.. Почему за шиворот?
9-апр-2012 10:16 am
>Хорошо: длинная скамейка (хотя и не очень ясно из чего сделанная)

Кажется дерево, или что-то под него замаскированное. Во всяком случае на сайте студии Лебедева (последняя фотка процесса разработки).

Кстати не смотря на айфоновидность мне эта остановка весьма понравилась, особенна идея с рисунками на стёклах.
А информационное табло можно вписать правее названия остановки.
Хотя нужность этих табло вызывает сомнение. Если ОТ ходить по расписанию то хватит и статичного расписания, если ОТ ходит как получится (а расписание существует само по себе и пересекается с реальностью разве что случайно) то скорее всего и табло будет поазывать достаточно абстрактные цифры.
9-апр-2012 10:19 am
По Самаре уже добились точности табло не хуже 1 минуты. С расписаниями при этом работа транспорта не имеет ничего общего.
21-апр-2012 02:58 pm
В нашем климате мне кажется актуальны крытые отапливаемые зимой и кондиционируемые летом остановки - с доступом по билетам (так кажется в Боготе сделано) - это к тому-же уменьшает скорость заполнения автобуса, а также повышает вцелом привлекательность общественного транспорта. Как альтернатива зимой на остановках открывать точки торговли глинтвейном, чаем и пр. согревающими напитками.
21-апр-2012 03:23 pm
Кондиционируемые остановки в основном приняты в очень жарких странах с высокой влажностью воздуха и большими запасами нефти... в смысле в ОАЭ ;) У нас же можно привести в пример Ярославль, где на остановках стал размещать свои банкоматы Сбербанк. Они заперты в кондиционируемые боксы, правда вход только по карте сбера.

Что касается отопления, то, мне кажется в Челябинске сделали такой пробный павильон. Но, честно сказать, сомневаюсь что эта идея получит широкое распространение. Разве что на крупнейших пересадочных узлах.
21-апр-2012 03:30 pm
жалко ( зимой из-за морозов вообще на улицу выходить не хочется, а то одна тетечка в палатке обогревается, а все остальные мерзнут
3-июл-2012 03:25 pm
У Чиркунова еще был вопрос безопасности остановки от проезжающих машин - установка столбиков
http://chirkunov.livejournal.com/335981.html?thread=27940205#t27940205
И еще предложение -
"А вообще можно сделать металлическое ограждение вдоль дороги до и после остановки, это также не позволит перебегать дорогу тем кто очень торопится на автобус."
Ограждение имеется в виду на противоположной стороне дороги.
8-авг-2014 07:04 am
Добрый день. А как вам идея дотянуть край крыши павильона до проезжей части, чтобы в дождь можно было не выходить из под навеса для посадки?
This page was loaded июл 17 2019, 5:42 am GMT.