?

Log in

No account? Create an account
Экспериментальный подвал
под напряжением
Концепция организации информационного обеспечения 
23-июл-2011 01:58 pm
стандарт
На прошедшей неделе многие СМИ сильно поехидничали, комментируя информацию о будущей цветовой гамме новых автобусов. Ну а Комсомолка, видимо по традиции, так и вовсе высосала из пальца новость под заголовком Мэру Самары не понравились вишневые автобусы. В стороне от процесса не могли остаться и видные блоггеры, вот например "Самарский обыватель" высказался о том, что "Очевидно, цвет автобусов для мэрии важнее, чем количество автобусов и интервалы движения. Цвет выбран вишнёвый, так как он вписывается в некую концепцию. Дожили, что у нас теперь цветовая концепция есть".

Собственно в процессе обсуждения цветов единственное справедливое замечание осталось за Д.И.Азаровым, который совершенно резонно удивился что "Цветовую концепцию города" (так, видимо от волнения, назвал ее В.Е.Титов) не видели в профильных, казалось бы, департаментах, да и гражданам не доложили. Так что думаю стоит немного пояснить о чем речь. Полное название документа "Концепция организации информационного обеспечения работы транспорта" и разработан он был, конечно, для брендирования муниципального транспорта, а не для "раскрашивания всего города". Так что за вычетом недоразумения с названием, обсуждение документа напоминает те процессы, которые начались в Перми, когда там начали делать свежие и интересные решения по улучшению визуальной среды.

Что же нас ждет в плане информационного обеспечения работы транспорта?

Документ начинается, естественно, не с вопросов автобусов и их цветов. Первым разбирается вопрос, кто является потребителями информации на транспорте, и в чем их особенности. Кто является потребителем информации:

• Пассажиры (в том числе иностранцы)
o Пассажиры-льготники
o Пассажиры-инвалиды
• Общественные организации
• Средства массовой информации
• Коммерческие партнеры
Следующий вопрос, в рамках постановки задача, это где можно предоставить информацию по работе транспорта:
• Салоны подвижного состава
• Остановки, станции
o Ключевые объекты транспортной инфраструктуры (вокзалы, аэропорт)
• Точки распространения проездных билетов
• Сеть Интернет
• Средства массовой информации
o Справочники, путеводители
• Индивидуальные запросы через сотовые сети

Подчеркивается, что "Формирование задач информационного обеспечения работы транспорта должно строится «от потребностей пассажира», как основного потребителя транспортных услуг". Это значит, что Концепция обязывает чиновников и сотрудников транспортных предприятий, при разработке любого информационного продукта думать в первую очередь о том, насколько это удобно пассажиру. Например сейчас готовятся изменения маршрутной сети троллейбусов, трамваев и автобусов. Впервые информирование об этом событии поручено МП "Пассажиртранссервис", который преобразуется в Транспортного оператора Самары.




Объявление на остановку об изменении маршрутов. Желающие могут сравнить с Днепропетровском, или вспомнить что до сих пор об изменениях маршрутов вообще не считали необходимым кого-либо информировать.


Естественно процесс передачи этих полномочий не простая штука (хотя все уверены, конечно, что делать что бы то ни было очень просто - взял и сделал). Сейчас и МП "Пассажиравтотранс" и МП "Трамвайно-троллейбусное управление" подписывают договора с ПТСом, об соответствующем обеспечении. Самому МП "Пассажиртранссервису" требуется перераспределение функций между собственными отделами, изменение штатной структуры. Но не ради одних только объявлений это делается.

Как я уже писал некоторое время назад, изменения коснутся маршрутоуказателей, как обычных, так и электронных. Процесс анализа того, как делать маршрутоуказатели был ни разу не простым. Идет разбор вариантов реализации, сравнение в практической эксплуатации, инженеры ПТСа разбираются с производителями ЭМУ, с ценами на них, с возможностью их программирования...



Одна из иллюстраций Концепции, касающаяся светотехники для маршрутоуказателей.


Параллельно идет работа с определением, кому и что у нас принадлежит, где работают и на каких ставках люди, которые сейчас программируют ЭМУ. Например ЭМУ для автобусов занимается не МП "Пассажиравтотранс"... хотя казалось бы. Значит для того, чтобы решить вопрос настройки ЭМУ надо создать юридические основания для работы с ними инженеров ПТСа. Сразу же обсуждается вопрос о новых автобусах, на которые надо ставить ЭМУ - какое? Искру, Селену, Агит?..Еще какого-то производителя? Начинается подбор - есть ряд факторов, цена, возможности, сроки поставки. В итоге приходится остановиться на Селене, хотя понравилась больше Искра. Это связано со сроками поставки, и с позицией лизингодателя - нам нельзя лишаться гарантийного обслуживания автобусов производителем.

Думаете вопрос маршрутоуказателей мелочь? Тогда вот вам фотография, для наглядности (фото А.Киняева):



Много по нему понятно? Ему на замену будут таблички по горизонтали размером во все стекло, с вот таким содержанием:



Но чтобы это сделать надо разобраться не только со шрифтами, остановками данного маршрута и логичными и понятными вещами, вроде материала из которого изготовлять таблички (знаете ли вы какой плотности должна пленка-наклейка, чтобы она не шла пузырями от влаги?). Надо еще разобраться сколько у нас и каких вагонов, скольких и каких надо на них табличек. Особенно с учетом того, что процесс их замены надо делать экономичным - по износу старых, по изменению маршрутов. Просто ли это? Ни разу не просто - вспомните хотя бы сколько у нас видов автобусов.



Один из отклоненных вариантов размещения информации на маршрутных указателях, в том числе отклонена и цветовая гамма.




Проработка вариантов размещения табличек на автобусах НеФАЗ. Представленный вариант не был одобрен, из-за невозможности унифицировать его для других типов автобусов.


Что нам нужно еще на подвижной состав? Например нормальные схемы маршрутов, вместо того, что там сейчас. Егор Жгун готовил свою известную схему Московского метро в течении 4 лет. Как говорят дизайнеры, схемы транспорта - это высший пилотаж дизайна вообще. А нам нужны схемы в салоны, нам нужны карты на остановки. Полный перечень того, что нужно и каким оно нужно описан в Концепции. Вот у нас сколько вариантов остановок:

• Важнейшие пересадочные узлы: аэропорт, железнодорожный, автобусные и речной вокзалы;
• Станции метрополитена, станции электропоездов;
• Крупнейшие пересадочные остановки;
• Остановки с павильоном;
• Остановки без павильона.

И для каждого типа идет свой вариант оформления, и информационного обеспечения. Разбираются и информационные табло на остановки (которые будут сообщать время прибытия транспорта) - такие появятся в этом году. Сейчас с ними работают инженеры Пассажиртранссервиса. Разбираются и бумажные расписания, как и куда их крепить, как защитить от вандализма, как сделать все это максимально дешево. А знаете в чем еще петрушка - в том, что остановки у нас принадлежат какие кому. Есть те, что на балансе транспортных предприятий, есть те, что на балансе районов города, есть совмещенные с коммерческим павильоном.

В документе идет описание будущего сайта транспорта. Он должен будет заменить собой, объединив и дополнив до идеального состояния и http://transport63online.ru/ и http://www.samaratrans.info/ Но это тема для отдельного разговора.

В рамках работ по информационному сопровождению нужен и логотип Транспортного оператора Самары, на который объявлен конкурс для дизайнеров. Потому что нам нужно брендирование муниципального транспорта. Все оформление всех информационных материалов должно быть продумано и целостно, а не как сейчас. Походу обсуждения этих материалов поступило предложение использовать QR-коды на информационных материалах транспорта. Предложение разумное, учитывая что мы работаем на перспективу не в один год, и что скоро будет сайт в том числе для мобильных устройств, на который должно быть удобно переходить в любой точке города.

Я даже не буду касаться описания работы по СМИ, распространения информации через сотовые сети (тоже, кстати, скоро будет реализовано). Это все огромные темы, которые находятся в реализации, и которые нельзя сделать за пару дней и даже месяцев. Вернемся к раскраске автобусов.

Никого не удивляет, что говоря о Лондоне мы вспоминаем красные автобусы. В Перми, одним из первых дел tema был выбор оранжевого цвета для городского транспорта. Теперь Пермь покупает только оранжевые троллейбусы и трамваи (с автобусами у них хуже чем у нас - они все частные). Тот кто был в Праге, Дрездене, Женеве... да плевать где, в любом европейском городе - все подтвердят, что общественный транспорт имеет свою цветовую гамму, свое цвето-графическое решение. Сформировать его в условиях, когда у нас разношерстный зоопарк из моделей и окрасок очень сложно.

Поэтому мы не только думаем сами, но и запрашиваем дизайнеров завода, который поставит нам автобусы. Нам надо решить целый ряд задач - сделать цвет, заметный в потоке. Сделать его не унылым. Придумать, как привести в единую схему старые автобусы, учитывая то, что нельзя тратить деньги на их перекраску, пока в хорошем состоянии находится заводская. Вот одно из предложений дизайнеров завода ЛиАЗ:





Красиво? Да не вопрос. Но как мы будем поддерживать такую сложную окраску силами маляров парка? Как мы приведем к такому виду иные автобусы, троллейбусы, трамваи? Даже заказать на другом заводе подвижной состав в такой окраске уже будет проблемой.

Смотрим иные варианты.



Фото Владимира Сенькина, троллейбус в Москве




Фото Юрия Анисимова, трамвай в Минске


А давайте теперь попробуем разные варианты на автобусах, которые у нас есть.






Вообще попробуем разные варианты...



Появляется свежая идея, а что если делать типичной не цветовую гамму, а схему окраски?.. Пробуем варианты.



Примеряем на другие модели:




Вроде бы неплохо. Причем при таком решении мы можем перекрасить и другой транспорт, по необходимости в такую цветовую схему. Для НеФАЗов вопрос решается не окрасочным цехом, а просто наклейкой на борт, что дешево, просто и аккуратно смотрится. Думаем дальше - со стороны дверей, людям надо отличительный знак муниципального транспорта - наклейку логотипа Транспортного оператора Самары. Тут же логично поместить QR-код, чтобы сфотографировав любой автобус, сразу можно было перейти на сайт.

С другой стороны нужно разместить герб города. Тоже, казалось бы, вопрос не сложный... Вот реализация, имеющаяся на сегодняшний момент. Что мы видим? Во-первых, давняя самарская история с гербом - то ли с короной (как на сайте мэрии), то ли без - как на автобусах. Во-вторых, изображение на синем фоне делает его незаметным. А столь крупный размер смотрится не аккуратно. Если герб будет на белой полосе, на белом же фоне - то на любой из окрасок автобусов он будет смотреться одинаково хорошо, вписанным в четкую геометрию.

Вот теперь скажите мне, из всего описанного выше как то следует, что Администрация не думает об интервалах автобусов? Почему, если Администрации города становится не наплевать на то, в каком городе живут люди, почему как только она начинает заботиться о визуальном облике, например транспорта, ей ставят это в вину? Я бы понял еще возмущение, если бы эти работы выполнялись по подряду за 30 миллионов рублей (как в Перми было с Пермским центром дизайна). Но у нас то они выполняются в рамках текущей деятельности, без привлечения средств. Мы приглашаем дизайнеров посмотреть, дать советы в прямом смысле этого слова "за спасибо". В Самаре есть много отличных дизайнеров, которые готовы оказываются потратить немного своего времени чтобы сделать город красивее. Аналогично и конкурс на логотип - это не подряд на миллион, как если бы мы заказывали его в дизайн студии. Это творческий конкурс ориентированный именно на то, что многим людям не плевать в каком городе они живут, что многие люди готовы сделать эту работу не за деньги, а за страницу в портфолио.

Мы в чем-то не правы? Оставить таблички нечитаемые как есть, ЭМУ как бог на душу положит, автобусы брать в заводской окраске, просто не прописывая эти вопросы в ТЗ?
Комментарии 
23-июл-2011 10:20 am
Во всем с вами согласен. Тем, что кто-то недоволен вашей работой, я и сам недоволен...
23-июл-2011 03:19 pm - вот ещё что
Классные трамваи в Минске!)

ПС: Дорогу осилит идущий. Надо бы ещё с расписанием пассажиров ознакомить) Не только интервал, но само время прибытия на остановку...
23-июл-2011 03:21 pm - Re: вот ещё что
По расписаниям:
1) Будут уже в этом году несколько табло, указывающих фактическое время прибытия транспорта по данным ГЛОНАСС.
2) На сайте в интернете, который тоже будет в этом году закончен, будут размещены все расписания всех видов транспорта.
3) В рамках Концепции предполагается размещение всех расписаний в бумажном виде на остановках, но для этого надо на остановках установить специальные столбы для крепления этих самых расписаний. Уже разработан ориентировочный "дизайн" листов расписаний, но нужен еще софт для их автоматической генерации. То есть тут работа ведется, но она требует вложений.
23-июл-2011 03:29 pm
Антон, а выложена ли где-нибудь публичная версия этого документа?
23-июл-2011 03:45 pm
Нет. Вообще это общая политика - стараться не выкладывать концепции и планы - потому что потом, нас обвинят в пиаре и прочих грехах. Есть мысль выкладывать результаты, и то, что находится уже непосредственно в работе. Вот делают таблички и объявления - я их выложил. Есть заказ на автобусы - я их выложил. И так далее. Я поэтому не пишу о скоростном трамвае конкретики, не пишу пока про сайт конкретику. Будут твердые основания считать, что мы это сделаем - тогда выложу.

Отдельный момент там - где надо советоваться с людьми, например вопрос о цене сезонок, или конкурс на логотип. Это те случаи когда нужно максимум людей подключать, и в этом случае мы их подключаем.
23-июл-2011 04:43 pm
Анонимус
Предлагаю в объявлении о переделывании маршрутов дописать после слов "Департамент транспорта" "г.о. Самара".
То есть получится подпись "Департамент транспорта г.о. Самара".
А то нигде не написано, какой это город. А департаменты транспорта бывают даже в структуре некоторых коммерческих организаций.

А где рельсы в обратную сторону у Минского трамвая?
23-июл-2011 07:08 pm
Принято.

Это парковые пути.
23-июл-2011 05:02 pm
Только надо как-то отказаться от этого *жутко неграмотного* "а так же" (в объявлении об изменениях маршрутов), правильно - "а также".

В принципе, там есть еще проблема с окончаниями - у порядковых числительных (а по смыслу это именно они - второй маршрут, двенадцатый маршрут) должны быть окончания (в примере - "2-й маршрут, ... 12-го маршрута, ... 6-го маршрута, ... 8-м маршрутом" - именно так). Поскольку с правильным написанием окончаний постоянно происходят чудеса, можно переделать фразу - "отменяется маршрут №2, ... можно воспользоваться маршрутом №6".
23-июл-2011 06:43 pm
справедливое замечание. Это пример оформления я привел, как обычно не проследил за собой в части орфографии. В ПТСе бы такое не пропустили.
23-июл-2011 07:25 pm
Спасибо за подробный интересный пост
23-июл-2011 07:44 pm
Анонимус
Отличный пост.
Побольше бы таких постов. Они такие интересные!
Когда я читаю Ваши, Антон, посты о развитии транспортного комплекса Самары то понимаю, что на моих глазах делается великое дело. И как приятно будет лет через 5 видеть результаты, а лет через 20 вспоминать, как мы все вместе обсуждали цвет, маршрутоуказатели и т.д., и как довели до ума транспортную систему города.

Спасибо Вам.
24-июл-2011 07:10 am
Ничего великого,уверяю вас. Делается просто черновая работа, которой надо было заняться сто лет назад. Сейчас в городе готовится так же Стратегия развития до 2025 года - я обязательно как будет время напишу немного об стратегии для города. Но вот стратегия для транспорта - это стратегия маленьких дел, которые никто никогда не брал в расчет, которые в то же время имеют большое экономическое или социальное значение.

Да и о действительно провальных направлениях я не пишу ;) а они есть - можете не сомневаться.
24-июл-2011 03:04 am
Антон, а вот не "ехидничали" бы СМИ и блоггеры, не писал бы и ты подробные посты. И тогда не знали бы граждане об описанной выше работе. Да большинство и так не знает, ибо интернетов не читает...

ЗЫ: И всё же об интервалах в концепциях визуализации, скорее всего, ни слова. ))
24-июл-2011 07:28 am
Не писал бы. Я вообще думаю, что гражданам вполне достаточно просто выйти утром на улицу, увидеть автобус и подумать - о! Вроде бы получше стало. Зачем иные знания об этой работе?

А что до интервалов, то да - это вопрос реформы ПАТ ТТУ. По трамваю, например, это система скоростного трамвая.. По ПАТу реформа дачных перевозок.. Но все это требует более сложной проработки.
24-июл-2011 07:17 pm
"Я бы понял еще возмущение, если бы эти работы выполнялись по подряду за 30 миллионов рублей (как в Перми было с Пермским центром дизайна)"
- интересно, где вы эту цифру взяли. Бабки у подъезда рассказали?:)
А про "возмущение" вы скоро все поймете, очень мало людей понимают важность подобных вещей.
24-июл-2011 07:31 pm
Да вроде бы Артемий Андреевич, у себя обсуждения депутатами размещал на эту тему. Могу ошибиться, но вроде бы порядок средств выделенных на центр был примерно такой на год, и их еще на больницы хотели перекинуть.
29-июл-2011 10:38 am
Анонимус
Антон, проясните пожалуйста один момент, а то я никак не могу уложить в голове.
Вы писали о том, что планируется увеличить долю выделенных трамвайных линий с 70% до 90%.
А что это за выделенные линии? Это значит, что трамвайные линии будут сдвинуты с центра к одному из краёв проезжей части, или линии останутся в центре, и просто будут как-то огорожены? Если второй вариант, то меня смущает то, что люди всё равно будут ожидать транспорт в остановочных павильонах, и когда трамвай будет подъезжать, автомобили и автобусы вынуждены будут останавливаться, пропуская людей; и будет тормозиться движение.
Ещё вопрос, почему только до 90%, а не до 100%?
Спасибо.
29-июл-2011 10:42 am
Линии останутся по центру, но будут "огорожены". Как показывает мировой опыт, в этом случае они менее подвержены сбоям движения из-за поворотов, неверной парковки, сломавшегося транспорта и т.д. Но чтобы обеспечить при этом скоростной режим движения нужно будет сделать два дела: 1) перенести остановки к перекресткам, туда где уже есть светофоры и переходы 2) оборудовать остановки "островками ожидания" на который, перейдя по светофору, люди будут ждать транспорт.

Понятно, что при этом у нас теряется некоторая площадь дорожной сети. В связи с чем потребуется реконструкция, с изменением порядка ОДД на данных участках.
7-авг-2011 07:54 am
Загляните плз ко мне в дневник, я недавно сделал пост про транспорт в Лас-Вегасе, возможно вам будет интересно :)
http://maxkatz.livejournal.com/46240.html
7-авг-2011 09:27 am
Хорошо. Но сразу скажу что надо понимать, что градопланировочные принципы в США сильно отличаются от наших. Что возможно сделать там, то можно было бы сделать у нас только снеся 100% города и построив его заново.
This page was loaded окт 15 2019, 5:49 pm GMT.