Буслов Антон (mymaster) wrote,
Буслов Антон
mymaster

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

Дизайн и транспорт

Как известно дизайн спасет мир. И на транспорте ему тоже есть место, точнее должно бы быть. Но, как правило, все об этом забывают. В числе прочего дизайн должен спасать маршрутоуказатели на транспорте, не оборудованном электронными маршрутоуказателями. Задачи стоят простые - номер маршрута должно быть видно издалека, он должен быть хорошо различим и узнаваем. Текст на маршрутоуказатели должен быть компактен, читаем. При этом должна быть представлена информация, необходимая пассажиру здесь и сейчас, ее не должно быть слишком много - чтобы он успел ее воспринять, но и не должно быть слишком мало - чтобы он смог принять решение. Вообщем задачка еще та.

В хороших местах принято разрабатывать для дизайна навигационных табличек собственные шрифты. Известны такие шрифты как FRUTIGER, разработанный дизайнером Адрианом Фрутигером в 1968 году для системы навигации аэропорта имени Шарля де Голля, Alphabet Metro (парижское метро, до 1996 года), шрифт Transit для берлинского метро и так далее. Почитать о шрифтах для транспортной навигации можно в двух частях здесь и здесь. Но у всех этих замечательных шрифтов есть один небольшой недостаток - они платные. Поэтому, если начинаешь что-то делать на общественных началах они, ну скажем так, не подходят.

По счастью в нашей стране группа дизайнеров к 300-летию реформы русского алфавита разработала бесплатно распространяемые шрифты PT Sans и PT Serif. Нам оказался интересен первый, так как в нем есть "Два специальных начертания расширенных пропорций предназначены для набора уменьшенным кеглем, т.е. для сносок, врезок и примечаний к основному тексту. Кроме того, они будут эффективно работать на Веб-сайтах, особенно при оформлении списков, когда надо вывести большое количество коротких строк. И, возможно, самое главное применение эти начертания найдут в различных дорожных указателях, табличках, информационных щитах и прочих объектах коммуникативного дизайна городской среды. Благодаря расширенной площадке очка литеры эти начертания имеют повышенную читаемость при обзоре с острого угла, с большого расстояния, в неблагоприятных условиях освещения, в тумане, в надписях с люминесцентными и светоотражающими свойствами, при контражурной подсветке и т. п."


После того, как со шрифтом мы определились, встает вопрос о том, что и как писать. Тут важно, что у нас существует три разных маршрутоуказателя. Фронтальный, боковой и задний. С задним все более менее понятно - там вполне хватит номера маршрута. Для прочих бывают вариации. Собственно говоря любой, кто имеет глаза и бывает на улице эти вариации видит. У троллейбусов между двух названий конечных помещен номер маршрута, у автобусов номер размещен слева от текста. Где-то набрано прописными буквами, где-то только заглавными. Еще интересней тема фона - в Саратове есть маршрутники на которых белый текст нанесен на черный фон. В Ярославле фон разный - в зависимости от маршрута. В Москве фон белый. Для маршрутников так же характерно то, что они часто не подходят под размер поля, находиться в котором им суждено.

Начнем с фона. Он у нас будет желтый. Дело в том, что сочетание желтый фон/черный текст - самое контрастное и легко воспринимаемое глазом даже в движении. Поэтому таблички "радиактивность", "биологическое заражение" и прочие грозные вещи делают именно на желтом фоне черным символом.

Фронтальный маршрутоуказатель будет таким:



На нем размещена максимально крупно цифра с номером маршрута. Литера, если она имеется, имеет размер 3/4 от размера цифры, дабы не занимать много места в ширину, но и не сливаться с названиями конечных. Справа размещены названия конечных остановок набранные заглавными буквами в две строки - максимально крупно. В тексте, если надо, используются русские кавычки.

Боковой маршрутоуказатель со стороны улицы будет таким:



Конечные выделены жирным шрифтом. Указан ряд ключевых промежуточных точек. Среди них предпочтение отдается остановкам, название которых совпадает с названием улицы по которой идет маршрут. Если маршрут, при движении в разные стороны, идет по разным улицам - то обратное направление берется в скобки. Для разделения используется знак "тире" (не путать со знаком "минус").

Боковой маршрутоуказатель со стороны салона будет таким:



Его можно читать не спешно. Поэтому шрифты на нем не крупные. Номер маршрута уступает место перечню всех остановок, размещенному справа. Остановки действующие в обоих направлениях отмечены жирным шрифтом. Те, что действуют только в одном направлении - обычным, но справа от них стрелкой отмечено направление движения в котором они действительны. Названия конечных по каждому направлению отмечены более крупным шрифтом. Для упрощения читаемости текст нанесен уже на белом фоне, в соответствии с правилами русского языка - слова начинаются с заглавных букв, далее идут строчные.

Задний маршрутоуказатель - просто номер маршрута черным на желтом фоне. Везде, естественно, используется шрифт PT Sans Caption. Так как в Самаре есть несколько муниципальных перевозчиков, и они довольно таки халатны, то возникают проблемы с тем, чтобы соблюдать правильность оформления маршрутоуказателей, следить за их соответствием типу подвижного состава... Поэтому функции создания маршрутоуказателей единого образца и контроля за правильностью их применения целесообразно передать МП "Пассажиртранссервис". Замену существующих маршрутоуказателей на новые надо проводить без дополнительных затрат средств - по мере износа старых, или по мере введения изменений в существующие и создания новых маршрутов.

Сейчас я напишу один раз ключевое мнение обо всем этом "ЗАНЯТЬСЯ ВАМ БОЛЬШЕ НЕЧЕМ ЧТО ЛИ?! ПУСТЬ ЛУЧШЕ ТРАНСПОРТ ХОДИТЬ НАЧНЕТ КАК НАДО!!!!". И далее прошу всех не утруждать себя, чтобы его написать. А вот комментарии по существу - очень интересны.


UPD: Внесены изменения по замечаниям.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments